ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному
чтению разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования, базисного учебного плана для
образовательных учреждений Белгородской
области, реализующих образовательные программы начального общего образования
в рамках введения ФГОС второго поколения
(Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики
Белгородской области от 17 мая 2011
№138 «Об
утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих образовательные
программы начального общего образования
в рамках введения ФГОС второго
поколения»); примерных программ начального общего образования и авторской программы «Литературное чтение»
Чураковой Н.А. (Программы
по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [текст] : 1–4
кл. : в 2 ч. / сост. Р. Г. Чуракова – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1 :
240 с. Проект «Перспективная начальная школа»)
Программа обеспечивается:
·
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс.
Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
·
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс.
Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
·
Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс.
Тетрадь для самостоятельной работы. — М.:
Академкнига/Учебник, 2011.
·
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое
пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.:
Академкнига/Учебник, 2011.
Курс рассчитан на 40
часов (4 часа в неделю).
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в
начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные
задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего
школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно
воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной
культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в
начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и
достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и
воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а
также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы
повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные
роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).
Основная
цель отражена
в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в
конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и
реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа
художественных произведений.
Ø
Идея
первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа,
фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Ø
Идея
вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение»
— понятие художественного образа (сам термин не используется).
Ø
Идея
третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры
фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра
содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ.
То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Ø Идея
четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить
наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной
школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих
школьников.
Курс
каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы
в программных требованиях к каждому году обучения. Программные требования
1-го класса определяются:
ü необходимостью формирования
потребности и мотива чтения;
ü начальными умениями и
навыками чтения детей шести лет;
ü логикой развития
литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
ü актуальным уровнем
эстетического и нравственного развития детей шести лет.
Полный текст вы найдете здесь