Рабочая
программа по обучению грамоте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа по обучению
грамоте разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, базисного учебного плана для
образовательных учреждений Белгородской
области, реализующих образовательные программы начального общего образования
в рамках введения ФГОС второго
поколения (Приказ департамента образования, культуры и молодежной
политики Белгородской области от 17 мая
2011 №138 «Об утверждении базисного
учебного плана для образовательных учреждений
Белгородской области, реализующих
образовательные программы начального общего образования
в рамках введения ФГОС второго
поколения»); примерных программ начального общего образования
(письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы
«Литературное чтение» Чураковой Н.А. (образовательная программа: Проект
«Перспективная начальная школа»).
Программа
по обучению грамоте является составной частью программы «Русский язык» в школах
с русским языком обучения и представляет собой основу для всего последующего
обучения. Курс рассчитан на 207 часов (9 часов в неделю). Изменения в программу
не внесены.
Программа
обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Агаркова Н.Г.,
Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под ред.
М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Агаркова Н.Г.,
Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: тетради по письму № 1, № 2 и № 3. – М.:
Академкнига/Учебник, 2011.
Лаврова Н.М.
Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс:
тетради № 1, № 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Агаркова Н.Г.,
Агарков Ю.А. Азбука .1 класс:
Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник,2011.
Лаврова Н.М.
Азбука. Поурочно-тематическое планирование.1 класс: Методическое пособие. – М.:
Академкнига/Учебник,2011.
Цель
курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления
учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической
системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования
у них полноценных языковых знаний и умений.
Теоретической
основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип
в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется
через графическое действие, имеющее
сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ
произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе
письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных
языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.
Овладение
графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так
как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без
которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.
При
подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была
использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что
позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами
с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в
сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы
текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных
звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.
Развитие
фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках
грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов: а)
наращивания и б) реконструирования слов.
Суть
наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что
приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: пе – пей – репей – репейник. Это не
только существенно обогащает лексический материал «Азбуки» , но, главное,
создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося
техники осознанного чтения.
Прием
реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как
дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному
изменению его значения. Например: ива –
нива, батон – бутон.
Параллельно
с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Обучение письму
осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с
другой – как рукодвигательного действия.
Период
обучения чтению и письму состоит из 3 этапов:
1)
подготовительного;
2)
основного;
3)
заключительного. Весь материал вы найдете по ссылке: http://ifolder.ru/26406304D
|