Беседа
с учениками 2 – 4 классов на тему «Дети и взрослые»
Как
вы думаете, когда человек становится взрослым?
Какие
события в жизни помогают человеку взрослеть?
Хотите
ли вы поскорее стать взрослым, и почему?
У
кого жизнь труднее: у детей или у взрослых?
Назовите
три самых главных черты, которые отличают детей от взрослых.
Могут
ли дети поступать как взрослые?
Должно быть,
было во мне заложено такое с детства, чего не мог понять мой брат, но что
влекло меня к цветам, к закату солнца, к песне, раздающейся вдали во время
сумерек, и поднимало мои глаза к небу, чтобы там найти нечто несказуемое в
ярких звездах... Но брат разбудит утром рано и еще сонного, в дырявых сапожонках,
в которые просачивается роса с травы, с уздами на руке, которые тянут всю мою
фигуру к земле, пошлет в тумане к пасущимся, спутанным лошадям... Они наелись,
стоя спят. Не убегают. Вот я поймал одну, но волосяные пута так замокли и так стянулись
15 петлях, что не хватает никаких моих силенок расстегнуть их. Тогда я
припадаю к путу зубами и слышу теплый запах лошадиной шерсти, а глаза невольно
видят нечто изумительное рядом с копытом: четыре рябеньких яичка, сложенные так
умело и заботливо в мягком из сухой и мелкой травки гнездышке. Я знаю, что это
яички жаворонка, что поет над нами целый день, когда мы пашем... Самое
удивительное, что лошадь как будто видит — ни одна не наступила на яички, да и
гнездышко устроено в ямке, сделанной когда-то, видимо, в прошлом году во время
дождя лошадиным же копытом.
Я развязываю путо, тянусь рукой к
гнезду, но что-то меня удерживает: не трогай, а послушай... И вот я слышу.
Птичка-мать где-то тут лее, над туманом утра трепещет и поёт, уже щебечет, уже
упрашивает Бога сохранить ее гнездышко от неосторожного копыта... Что же у
меня: рука или копыто? Я хочу быть человеком и не трогаю гнезда. И это на весь
день наполняет мое сердце торжеством, так что дал<е самые обидные насмешки
мальчуганов или брата я почти не замечаю или переношу легко. Вот я привел всех
лошадей к стану, мы задаем им «сечки», рубленого сена, смоченного водою и посыпанного
отрубями или ржаной мукой, а сами садимся на корточки пить кирпичный постный
чай без сахара и с черствой черной булкой. Другие пьют чай либо с молоком,
либо со сметаной, кое-кто прикусывает сахар, а у нас никогда этого не было. Но
на душе моей особая тайная радость.
В обед я побегу и подсмотрю, как жаворушка будет садиться в свое гнездышко.
Но, когда приходит обед и я украдкой ухожу от стана, я долго ищу это место и никогда
не могу его найти. И хорошо, потому что, когда снова мы пашем и останавливаемся
для передышки на черной полосе, я снова слышу незабываемое серебристое
щебетание жаворонка в небесах.
Мне кажется, что птичка видела, как я
был у гнезда, что она знает, что я пощадил ее яички, и вот она поет, благодарит меня и молится, и радуется, и
что-то понятное мне одному рассказывает...
Когда ты вновь пойдешь весной в зеленые
луга, чтобы нарвать цветов, то вспомни самую простую истину, что все цветы, их
ароматы и их краски — истинное чудо!.. Но чтобы порадоваться чуду — надо
чувствовать, а чувство, как и любовь, как и надежда, как и вера, — есть особая
большая мудрость.
Вопросы и задания к рассказу:
Чем мальчик из этого рассказа отличался
от своих друзей?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы
пожалели и не тронули цветок (дерево, птицу)? Что вы испытывали в такие
моменты?
Каким должен быть человек, чтобы
находить в жизни чудеса и уметь им радоваться?
Радуетесь ли вы жизни? По мере вашего
взросления это чувство уходит или, наоборот, укрепляется в вас?
·
Нарисуйте
самое светлое событие в своей жизни.
|