КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ЧТО ТАКОЕ
СУФФИКС.
СУФФИКСЫ СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ
ПРЕДМЕТЫ
Задачи урока:
– уяснить, что при образовании
родственных слов с помощью суффиксов изменяется
конечный звук корня, т. е. в
корне происходит чередование звуков, которое видно на письме;
– осваивать процедуру (механизм)
словообразования;
– закрепить понятие о нулевом
окончании;
формирование УУД:
– осуществлять самоопределение:
выяснить суть спора Миши и Анишит Йокоповны и
разрешить вопрос «Ты соглашаешься
с Мишей или хочешь что-то уточнить?»
Пособия для
урока:
Учебник «Русский язык», ч.2,ч.3. Тетрадь для самостоятельной работы
№ 2.
I. Работа со словарными словами
учИтЕль
дИрЕктор
(Тетрадь для самостоятельной
работы № 2. Упражнение 24 (с. 19)).
II. Упражнение 23.
Особенностью упражнения является
то, что в 4-х случаях из 5 дети знакомятся
с новым суффиксом — суффиксом
-ок-. И этот новый суффикс необходимо
выделить в словах.
В словах, ОТ КОТОРЫХ образовались
все слова, окрашенные цветом (с
суффиксом -ок-), основа
заканчивается на другой согласный: пауК „_ пауЧок;
чердаК „_ чердаЧок;
суК „_ суЧок; гамаК „_ гамаЧок. Поэтому детям
необходимо
выделить суффикс и подчеркнуть буквы, с помощью которых
обозначены
чередующиеся звуки [к]
и [ч’].
Следующий блок рассуждений и
заданий ориентирован на то, чтобы дети
поняли сам механизм образования
слова. Очень важно, чтобы они осознали с
вашей помощью: всякое новое слово
образуется не от другого слова, а от
ОСНОВЫ другого слова!
Слово, ОТ основы КОТОРОГО
образуется другое слово, прежде всего
лишается своего окончания.
Таким образом, у слова остается
именно ОСНОВА, к которой в данном случае
прикрепляется суффикс, а уж потом
оно достраивается новым окончанием.
Это тот
механизм, который должны усвоить школьники.
Пример: образование
слова рыбка от основы слова рыба, то есть от рыб/.
Учителю необходимо записать
каждый шаг словообразования на доске и
прокомментировать его. (Не
выводить в качестве готового плаката на
интерактивную
доску, нужно именно пошагово записывать и комментировать
процесс!)
После чего ребятам необходимо то
же самое записать в тетрадях. Это будет
для них образцом при выполнении
упражнения 24.
III. Упражнение 24.
На первом этапе освоения
процедуры словообразования важно зачеркивать
окончание того слова, от основы
которого образуется новое слово: в этом случае
детям лучше запоминается то, что
слово должно сначала лишиться своего
окончания, если от него
образуется новое слово.
Вполне логично вернуться к словам
с нулевыми окончаниями:
дети уяснят, что эти слова тоже
отбрасывают свои окончания — нулевые
окончания, — прежде чем дать
жизнь другим словам.
Именно прояснению этого посвящен
спор Миши и Анишит Йокоповны.
Школьники выслушают аргументы
обеих сторон и выберут правильную точку
зрения.
Проверке того, насколько дети
поняли логику словообразования, посвящено
следующее упражнение.
Упражнение 25.
Упражнение возвращает детей к
знакомой им группе слов, но побуждает
работать с другими словами из
этой группы. Работа предполагает два этапа.
Первый этап уже хорошо
освоен: дети показывают, от основы какого слова
образовалось другое слово.
В задании написано: «Покажи, от
ОСНОВ каких слов они образовались».
На втором этапе школьники
показывают, как именно от основы одного слова
образуется другое слово.
Важно, чтобы работа выполнялась
и на доске, и в тетрадях и чтобы дети
проговаривали вслух вполголоса:
«Берем слово таз, лишаем
его нулевого окончания, остается одна ОСНОВА.
К ОСНОВЕ слова таз прикрепляем
суффикс -ик- и ставим еще один плюсик
для неизвестного пока окончания:
таз/+ ик+…
Затем слово завершается
окончанием:
таз/+ ик+□ = тазик□. Получаем слово тазик
с нулевым окончанием».
То же самое надо проделать со
словами арбуз, стол, дом и гном.
Что касается
образования слова «ежиха», то рассмотрение его необходимо
на этом этапе для того, чтобы у
детей не сформировался неверный стереотип: у
нового слова совсем не обязательно
ТАКОЕ ЖЕ окончание, как у прежнего
слова, от основы которого оно
образовалось!
Поэтому учитель на доске
показывает, как слово «еж» лишается своего
нулевого окончания, как к основе
прикрепляется суффикс, а затем — окончание-а.
Тренировать
дальше это знание на других примерах (типа моржиха,
слониха и т. д.) НЕТ
НЕОБХОДИМОСТИ: мы в свое время вернемся к этой
группе слов (в упражнении
46), и дети будут показывать, как именно образуется
каждое слово из этой группы.
V. Домашнее задание: Упражнение №
23 (с. 18–19) в Тетради для
самостоятельной работы № 2.
|