Понедельник, 14.07.2025, 19:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов
         Черномуровой Нины Александровны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 174
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты уроков

ЧТО ТАКОЕ СУФФИКС. СУФФИКСЫ СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ

КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ЧТО ТАКОЕ СУФФИКС.

СУФФИКСЫ СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ

Задачи урока:

– уяснить, что при образовании родственных слов с помощью суффиксов изменяется

конечный звук корня, т. е. в корне происходит чередование звуков, которое видно на письме;

– осваивать процедуру (механизм) словообразования;

– закрепить понятие о нулевом окончании;

формирование УУД:

– осуществлять самоопределение: выяснить суть спора Миши и Анишит Йокоповны и

разрешить вопрос «Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?»

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2,ч.3. Тетрадь для самостоятельной работы

№ 2.

I. Работа со словарными словами учИтЕль

дИрЕктор

(Тетрадь для самостоятельной работы № 2. Упражнение 24 (с. 19)).

II. Упражнение 23.

Особенностью упражнения является то, что в 4-х случаях из 5 дети знакомятся

с новым суффиксом — суффиксом -ок-. И этот новый суффикс необходимо

выделить в словах.

В словах, ОТ КОТОРЫХ образовались все слова, окрашенные цветом (с

суффиксом -ок-), основа заканчивается на другой согласный: пауК „_ пауЧок;

чердаК „_ чердаЧок; суК „_ суЧок; гамаК „_ гамаЧок. Поэтому детям

необходимо выделить суффикс и подчеркнуть буквы, с помощью которых

обозначены чередующиеся звуки [к] и [ч’].

Следующий блок рассуждений и заданий ориентирован на то, чтобы дети

поняли сам механизм образования слова. Очень важно, чтобы они осознали с

вашей помощью: всякое новое слово образуется не от другого слова, а от

ОСНОВЫ другого слова!

Слово, ОТ основы КОТОРОГО образуется другое слово, прежде всего

лишается своего окончания.

Таким образом, у слова остается именно ОСНОВА, к которой в данном случае

прикрепляется суффикс, а уж потом оно достраивается новым окончанием.

Это тот механизм, который должны усвоить школьники.

Пример: образование слова рыбка от основы слова рыба, то есть от рыб/.

Учителю необходимо записать каждый шаг словообразования на доске и

прокомментировать его. (Не выводить в качестве готового плаката на

интерактивную доску, нужно именно пошагово записывать и комментировать

процесс!)

После чего ребятам необходимо то же самое записать в тетрадях. Это будет

для них образцом при выполнении упражнения 24.

III. Упражнение 24.

На первом этапе освоения процедуры словообразования важно зачеркивать

окончание того слова, от основы которого образуется новое слово: в этом случае

детям лучше запоминается то, что слово должно сначала лишиться своего

окончания, если от него образуется новое слово.

Вполне логично вернуться к словам с нулевыми окончаниями:

дети уяснят, что эти слова тоже отбрасывают свои окончания — нулевые

окончания, — прежде чем дать жизнь другим словам.

Именно прояснению этого посвящен спор Миши и Анишит Йокоповны.

Школьники выслушают аргументы обеих сторон и выберут правильную точку

зрения.

Проверке того, насколько дети поняли логику словообразования, посвящено

следующее упражнение.

Упражнение 25.

Упражнение возвращает детей к знакомой им группе слов, но побуждает

работать с другими словами из этой группы. Работа предполагает два этапа.

Первый этап уже хорошо освоен: дети показывают, от основы какого слова

образовалось другое слово.

В задании написано: «Покажи, от ОСНОВ каких слов они образовались».

На втором этапе школьники показывают, как именно от основы одного слова

образуется другое слово.

Важно, чтобы работа выполнялась и на доске, и в тетрадях и чтобы дети

проговаривали вслух вполголоса:

«Берем слово таз, лишаем его нулевого окончания, остается одна ОСНОВА.

К ОСНОВЕ слова таз прикрепляем суффикс -ик- и ставим еще один плюсик

для неизвестного пока окончания:

таз/+ ик+…

Затем слово завершается окончанием:

таз/+ ик+ = тазик□. Получаем слово тазик с нулевым окончанием».

То же самое надо проделать со словами арбуз, стол, дом и гном.

Что касается образования слова «ежиха», то рассмотрение его необходимо

на этом этапе для того, чтобы у детей не сформировался неверный стереотип: у

нового слова совсем не обязательно ТАКОЕ ЖЕ окончание, как у прежнего

слова, от основы которого оно образовалось!

Поэтому учитель на доске показывает, как слово «еж» лишается своего

нулевого окончания, как к основе прикрепляется суффикс, а затем — окончание.

Тренировать дальше это знание на других примерах (типа моржиха,

слониха и т. д.) НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ: мы в свое время вернемся к этой

группе слов (в упражнении 46), и дети будут показывать, как именно образуется

каждое слово из этой группы.

V. Домашнее задание: Упражнение № 23 (с. 18–19) в Тетради для

самостоятельной работы № 2.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Нина (25.01.2013)
Просмотров: 3322 | Теги: Русский язык, ПНШ, конспект урока. 2 класс, образование слов. суффикс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ракитное

Copyright MyCorp © 2025