Четверг, 10.07.2025, 01:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов
         Черномуровой Нины Александровны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 174
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты уроков

Эзоп «Рыбак и рыбешка»; «Соловей и ястреб».

Эзоп «Рыбак и рыбешка»; «Соловей и ястреб».

Цели урока

·         выяснить, что композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали).

·         обсудить, чем похожа басня на сказку о животных, а чем от нее отличается.

·         обнаружить, что у басен с разной темой повествования может быть сходный по основной мысли вывод.

Задачи урока:

•найти в «Словаре происхождения слов» слово «басня» и обсудить его значение;

•обнаружить, что вывод, который сделан в басне «Рыбак и рыбешка», выражает точку зрения рыбака;

•сравнить историю, рассказанную в басне, со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.Пушкина и с другими сказками с похожим сюжетом;

•обнаружить, что в баснях «Рыбак и рыбешка»; «Соловей и ястреб» – общая мысль;

•подвести детей к выводу, что обе басни состоят из двух частей: повествования и морали;

•отметить, что мораль басни «Соловей и ястреб» выражает точку зрения  ястреба;

•отметить, что в этой басне герои – животные, как и в сказках о животных, но басня в отличие от них, состоит из двух частей: повествования, которое представляет собой занимательную историю о животных, и морали, которая является выводом из этой истории и связана с жизнью людей;

•помочь школьникам примерить пословицы в качестве морали к басне и выяснить, какие из них выражают точку зрения ястреба, а какие – соловья

УУД:

Познавательные УУД

1 Поиск и выделение необходимой информации в словарях. Перечитывание текста с

разными задачами

Логические: анализ басен с точки зрения сходства темы или истории (сюжета) ивывода (морали, главной мысли)

 Коммуникативные УУД: коммуникация как кооперация; Понимание разных оснований для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста:

                                                                      Ход урока:

1.      Организация класса.

2.      Знакомство с учебником, с условными обозначениями.

3.      Определение и формулирование темы урока, целеполагание

4.      Актуализация опорных знаний

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с.6.

- Куда пришли ребята?

- Книги каких авторов приготовили им в библиотеке?

- А кто из вас читал книги этих авторов?

5. Чтение вступительной статьи, работа со словарем.

6. Сегодня мы будем читать басни, которые бытовали 2500 лет назад. Считается, что их сочинил греческий поэт  Эзоп. Согласно легенде он жил в VI веке до н. эры в Греции. Эзоп был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться от неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость Эзопа делали его хозяином положения. Басни, сочиненные Эзопом, передавались из уст в уста и навеки вошли в историю

Чтение басни «Рыбак и рыбешка»;

- Похожа ли басня на сказку о животных?

- Прочитайте еще раз вывод, которым завершается басня.

   - Чью точку зрения он выражает: рыбака или рыбешек?

         (Точку зрения рыбака)

   - Знаете ли вы какую-нибудь сказку, которая начиналась бы точно так же, как эта басня?                      ( напоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, которую мы читали во 2классе, а также начало индийской сказки «Золотая рыба», которую читали уже в 3 классе в 1 полугодии)

  - По-разному ли развиваются события в сказке и в басне?

       ( Да, по-разному. В сказке старик отпускает рыбку в обмен на исполнение желаний, а в басне старик предпочитает маленькую добычу в настоящем, чем что-то большое, но в будущем)

7.   Чтение детьми текста басни «Соловей и Ястреб»      

 

   8.   Работа над текстом басни

 

  - Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая?

  - А может быть, в баснях похожие истории? Или общая мысль?

 - Какая же эта мысль? Прочитайте.

 - В какой части басни она сформулирована?

    (Общая мысль сформулирована в последних двух строчках  басни и является выводом из всей басни)

 - Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построение: состоят из двух частей?              - Основная часть басни называется повествованием, а вывод – моралью.

 - Найдите обе эти части в басне «Соловей и Ястреб»

 - Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья?

    ( точку зрения Ястреба)

 - Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, - это история о животных, а вывод, который из нее делается, - касается людей?

9.   Работа с пословицами.    

Работа в парах

 

             Пословицы:

 

1.      Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2.      Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой.

3.      Осторожного коня и зверь не берет.

4.      Не доглядишь оком, заплатишь боком.

5.      Кто всегда бережется, тот никогда не ожжется.

 

      Ученики читают вопросы на с. 10 учебника «Литературное чтение» и обсуждают их в парах.

    Вопросы:

   - Выберите пословицы, которые близки по смыслу морали басни « Соловей и Ястреб».

   - Можно ли использовать  в качестве морали другие пословицы?

   - Чью точку зрения в этом случае будет отражать басня?

   - Какая мораль, с вашей точки зрения, является более человечной?

10.Д/з читать басни выразительно, по желанию – наизусть или близко к тексту.

11.Рефлексия

- Закончите одно из предложений:

Мне понравилось….

Я узнал, что…

Басня состоит из…

Мне было …

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Нина (19.12.2013)
Просмотров: 3991 | Комментарии: 1 | Теги: Эзоп «Рыбак и рыбешка» «Соловей и я, 3 класс, литературное чтение, басня, ПНШ, конспект урока, Эзоп | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ракитное

Copyright MyCorp © 2025