КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ЧТО ТАКОЕ
СУФФИКС.
СУФФИКСЫ СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ
ПРЕДМЕТЫ
Задачи урока:
– осваивать образование слов с
помощью суффикса; осмыслить определение нового понятия
«суффикс»;
формирование УУД:
– развивать умение работать с
Обратным словарем: осваивать маркированное выделение в
словаре суффиксов в большой
группе слов, имеющих сходное словообразование;
– развивать просмотровое чтение
для поиска слова в любом словаре;
– ориентироваться в плане работы,
предложенном учебником и образце оформления записи в
тетради, данном в учебнике.
Пособия для
урока:
Учебник «Русский язык», ч.2, ч.3 (с. 22—24). Тетрадь для
самостоятельной работы № 2.
I. Работа со словарными словами ГРУППА
и КЛАСС. (Тетрадь для
самостоятельной работы № 2.
Упражнение 16 (с. 17)).
II. Упражнение 20.
При работе над этим упражнением
важно, чтобы дети поняли: все слова с
суффиксом -ик- образовались от
основ слов без этого суффикса; важно, чтобы
они обратили внимание на
местоположение суффикса (стоит после корня) и
поняли его значение (придает
словам уменьшительно-ласкательный смысл).
Упражнение 21.
Это упражнение направлено на
закрепление того, что школьники уже делали в
предыдущем упражнении. Небольшая
сложность заключается только в том, что
основы слов, от которых
образовались слова, указанные в словаре, — мягкие:
уголь, огонь, конь,
окунь, зверь и якорь. При выделении корней школьники
обязательно должны включать Ь на
конце всех этих слов в состав корня: уголёк
„] уголь.
Примечание 1. К этому слову и
особенностям выделения корней в подобных словах
учебник вернется еще раз в
упражнении 28(с. 30).
III. Чтение определения
суффикса (на плакате Летучей Мыши).
После знакомства с
определением суффикса школьникам необходимо
выделить в слове
также и суффикс. Образец
есть на том же плакате Летучей
Мыши.
Примечание 2: конечно, было бы
очень хорошо, если бы школьники умели показывать
также и нулевые окончания. Но,
нам представляется, на этом этапе это еще рано: слишком
много информации
им нужно усвоить одновременно. К этому учебник вернется чуть позже.
IV. Если буква заблудилась (с.
24).
В этой зарядке важно (как
всегда!), чтобы учитель форсированно произносил
нужные звуки и побуждал детей
произносить их и прислушиваться к себе. После
этого дети должны прийти к
выводу, что начальные звуки в словах имеют
сходные характеристики: они
глухие и мягкие.
V. Упражнение № 14, 15 (с. 12–13)
в Тетради для самостоятельной
работы № 2.
VI. Домашнее задание: Упражнение
22 (учебник, с. 24).
В этом упражнении предъявляются
не те слова, КОТОРЫЕ образовались с
помощью суффикса -ёк- (как в
предыдущем упражнении), а те слова, ОТ
КОТОРЫХ можно образовать слова с
суффиксом -ёк-. Важно, чтобы школьники
практически усвоили обе
стороны этого процесса.
|