КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ
СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВКИ
Задачи урока:
– закреплять умение находить
родственные слова на основе общего корня;
– узнавать новую часть слова,
служащую для образования новых слов, на основе содержания
определения;
– применять ее название
(приставка) и условное обозначение при объяснении образования
новых слов;
формирование УУД:
– закреплять умение работать с
Обратным словарем;
– использовать просмотровое
чтение для поиска слова в любом словаре.
Пособия для
урока:
Учебник «Русский язык», ч.2, ч.3 (с. 59—60). Тетрадь для
самостоятельной работы № 2.
I. Работа со словарным словом АЛФАВИТ.
Упражнение № 42 (с. 31) в Тетради
для самостоятельной работы № 2.
II. Упражнение 64.
1. Открыв Обратный словарь на -Ь
(на -ть), дети обнаружат 5 слов,
родственных слову бежать.
2. Если дети будут затрудняться
при выделении корня (или выделят его
неправильно бежа),
необходимо столбиком выписать слова бежать, забежит,
пробежка, чтобы сделать
для них очевидным, что корень -беж-.
3. После выделения корня обращаем
внимание на значение слов с приставками, пытаемся обосновать то, что приставки
придают однокоренным словам разный смысл. Для этого спрашиваем: «Слова добежать
и забежать означают разное? Кто может объяснить, какая же разница в
смысле в них содержится? Сравните два предложения: "Сережа добежал до магазина”
и "Сережа забежал в магазин”. Эти предложения сообщают о разном? Сравните:
"Мальчик добежал до школы” и
"Мальчик убежал из школы”». И так далее. Важно, чтобы слова, которые мы
наблюдаем, были обязательно включены в контекст предложений.
4. Отвечаем на последний вопрос
с. 59 «От какого слова образовались все слова с частичкой перед корнем?»
Дети догадываются: все эти слова
образовались от слова БЕЗ таких частичек — от слова бежать.
III. На с. 60 дети знакомятся с определением
приставки.
Вслед за этим дети возвращаются к
списку слов в Обратном словаре и выбирают из этого списка слова, подходящие по
смыслу к словосочетаниям. Во время этой работы важно, чтобы дети обнаружили,
что даже словосочетание (а уж тем более предложение!) очень требовательно:
далеко не всякое слово подходит. Причем неподходящим слово делает в данных
случаях именно приставка.
Так, в первом случае подходят
только два слова из списка: добежать до аптеки и пробежать до аптеки (например:
«Мальчику надо было пробежать расстояние от школы до аптеки»). Но
чтобы обнаружить, какое слово подходит, а какое нет, нужно «примерить»
каждое слово к рассматриваемому словосочетанию.
IV. Если буква заблудилась
Сравнивая звуки [в’] и [ф’],
школьники должны прийти к выводу, что у звуков
одна характеристика одинаковая:
оба — мягкие. Но первый звук — звонкий, а
второй — глухой.
V. Следующая часть урока
посвящена осознанию различия между приставкой
и предлогом.
Примечание. Некоторые
наблюдательные дети приходят к выводу: приставки пишутся со
словами-действиями, а предлоги —
со словами-предметами. Создается ситуация, когда
первый вывод
неверный (ибо
приставки пишутся не только со словами, называющими
действия!), а второй вывод —
верный (ибо предлоги действительно пишутся словами,
называющими предметы).
Что делать, если такая ситуация
возникнет в классе? Чтобы сразу зрительно убедить детей,
что приставки пишутся не только
со словами, называющими действия, предложите им открыть
Обратный словарь на букву Д и
найти слова с приставками. Это будет легко сделать:
приставки окрашены голубым цветом.
Дети найдут группу слов: приезд, поезд, проезд, объезд
и т. д. Можно сразу же спросить
детей: являются ли эти слова словами-действиями или
словами-предметами? Выяснится,
что это слова-предметы (хотя и образованные от слов,
называющих действия). Можно выписать
группу слов: подснежник, подберезовик,
подосиновик, подорешник (поросль
орешника) и спросить: есть ли в этих словах приставка?
Какая именно? Являются ли эти
слова словами, называющими действия, или словами,
называющими предметы? Таким
образом, выяснится, что приставки могут быть и у слов,
называющих предметы, и у слов,
называющих действия. Другое дело — предлоги. Мы еще и
еще раз должны подчеркнуть, что
предлоги входят в форму слов, называющих предметы.
Поэтому, если встанет задача
«выписать из словосочетаний добежать до аптеки и забежать за
лекарством слова, называющие предметы», дети должны выписывать
существительные вместе с предлогами: до аптеки, за лекарством.
И только существительное в начальной форме всегда будет без предлога.
VI. Домашнее задание: Упражнение
№ 43 (с. 31–32) в Тетради для самостоятельной работы № 2.
|