Пятница, 11.07.2025, 10:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов
         Черномуровой Нины Александровны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 174
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты уроков

КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВКИ

КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВКИ

Задачи урока:

– закреплять умение находить родственные слова на основе общего корня;

– узнавать новую часть слова, служащую для образования новых слов, на основе содержания

определения;

– применять ее название (приставка) и условное обозначение при объяснении образования

новых слов;

формирование УУД:

– закреплять умение работать с Обратным словарем;

– использовать просмотровое чтение для поиска слова в любом словаре.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2, ч.3 (с. 59—60). Тетрадь для

самостоятельной работы № 2.

I. Работа со словарным словом АЛФАВИТ. Упражнение № 42 (с. 31) в Тетради

для самостоятельной работы № 2.

II. Упражнение 64.

1. Открыв Обратный словарь на -Ь (на -ть), дети обнаружат 5 слов,

родственных слову бежать.

2. Если дети будут затрудняться при выделении корня (или выделят его

неправильно бежа), необходимо столбиком выписать слова бежать, забежит,

пробежка, чтобы сделать для них очевидным, что корень -беж-.

3. После выделения корня обращаем внимание на значение слов с приставками, пытаемся обосновать то, что приставки придают однокоренным словам разный смысл. Для этого спрашиваем: «Слова добежать и забежать означают разное? Кто может объяснить, какая же разница в смысле в них содержится? Сравните два предложения: "Сережа добежал до магазина” и "Сережа забежал в магазин”. Эти предложения сообщают о разном? Сравните:

"Мальчик добежал до школы” и "Мальчик убежал из школы”». И так далее. Важно, чтобы слова, которые мы наблюдаем, были обязательно включены в контекст предложений.

4. Отвечаем на последний вопрос с. 59 «От какого слова образовались все слова с частичкой перед корнем?»

Дети догадываются: все эти слова образовались от слова БЕЗ таких частичек — от слова бежать.

III. На с. 60 дети знакомятся с определением приставки.

Вслед за этим дети возвращаются к списку слов в Обратном словаре и выбирают из этого списка слова, подходящие по смыслу к словосочетаниям. Во время этой работы важно, чтобы дети обнаружили, что даже словосочетание (а уж тем более предложение!) очень требовательно: далеко не всякое слово подходит. Причем неподходящим слово делает в данных случаях именно приставка.

Так, в первом случае подходят только два слова из списка: добежать до аптеки и пробежать до аптеки (например: «Мальчику надо было пробежать расстояние от школы до аптеки»). Но чтобы обнаружить, какое слово подходит, а какое нет, нужно «примерить» каждое слово к рассматриваемому словосочетанию.

IV. Если буква заблудилась

Сравнивая звуки [в’] и [ф’], школьники должны прийти к выводу, что у звуков

одна характеристика одинаковая: оба — мягкие. Но первый звук — звонкий, а

второй — глухой.

V. Следующая часть урока посвящена осознанию различия между приставкой

и предлогом.

Примечание. Некоторые наблюдательные дети приходят к выводу: приставки пишутся со

словами-действиями, а предлоги — со словами-предметами. Создается ситуация, когда

первый вывод неверный (ибо приставки пишутся не только со словами, называющими

действия!), а второй вывод верный (ибо предлоги действительно пишутся словами,

называющими предметы).

Что делать, если такая ситуация возникнет в классе? Чтобы сразу зрительно убедить детей,

что приставки пишутся не только со словами, называющими действия, предложите им открыть

Обратный словарь на букву Д и найти слова с приставками. Это будет легко сделать:

приставки окрашены голубым цветом. Дети найдут группу слов: приезд, поезд, проезд, объезд

и т. д. Можно сразу же спросить детей: являются ли эти слова словами-действиями или

словами-предметами? Выяснится, что это слова-предметы (хотя и образованные от слов,

называющих действия). Можно выписать группу слов: подснежник, подберезовик,

подосиновик, подорешник (поросль орешника) и спросить: есть ли в этих словах приставка?

Какая именно? Являются ли эти слова словами, называющими действия, или словами,

называющими предметы? Таким образом, выяснится, что приставки могут быть и у слов,

называющих предметы, и у слов, называющих действия. Другое дело — предлоги. Мы еще и

еще раз должны подчеркнуть, что предлоги входят в форму слов, называющих предметы.

Поэтому, если встанет задача «выписать из словосочетаний добежать до аптеки и забежать за лекарством слова, называющие предметы», дети должны выписывать существительные вместе с предлогами: до аптеки, за лекарством. И только существительное в начальной форме всегда будет без предлога.

VI. Домашнее задание: Упражнение № 43 (с. 31–32) в Тетради для самостоятельной работы № 2.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Нина (19.02.2013)
Просмотров: 3198 | Теги: ПНШ, 2 класс, конспект урока, Русский язык, образование слов с помощью приставк, образование слов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ракитное

Copyright MyCorp © 2025