Тема: «Как найти неизвестное слагаемое» (1 урок)
Задачи урока:
— процедура
нахождения корня уравнения, если неизвестным является одно из двух слагаемых
(правило нахождения неизвестного слагаемого по известному значению суммы и второму
слагаемому);
— процедура
нахождение корня уравнения и проверка правильности вычисления;
— формирование УУД: самоконтроль образцу; выдвижение гипотез
и их обоснование.
Пропедевтика: решение задач, содержавших неизвестное, с помощью уравнения.
Повторение:
круговая схема, краткая запись задачи (дуговая схема), сумма, слагаемые,
значение суммы.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: организация работы с учебником с
целью изучения нового материала; устный
счет.
Учебно-дидактическое обеспечение: У-2, Т-2, З., цветные и простые карандаши, шаблон для
круговой схемы (рамка «зоркое око»); пачка закрытых тетрадей и открытая пачка,
где лежит 17 тетрадей; блокнот-черновик.
Вводная часть
урока
•
Просим одного из учеников пересчитать число тетрадей в открытой пачке и
запомнить это число.
• В это время проверяем
выполнение задания №5,требование 1(Т-2, с.35): Одно слагаемое равно 7, другое
неизвестно. Значение суммы равно 28. Сколько уравнений тебе удалось
записать?
Записываем на доске под диктовку детей ответ: 7 + х = 28
х + 7 = 28 , просим открыть учебник на с.77, где начинается тема урока «Как найти
неизвестное слагаемое».
• Просим высказать предположение, какое
правило мы сегодня сформулируем?
Ожидаемый ответ:
правило нахождения неизвестного слагаемого Имена (фамилии) отвечающих детей…
Продолжение урока – объяснение нового
Задания
№1-4 (У-2, с.77-79)
•
Ученик, получивший ранее задание, сообщает нам, что в открытой пачке 17
тетрадей. Мы добавляем, что всего на столе 42 тетради, в закрытой пачке число тетрадей нам
неизвестно, то есть, х.
В
результате беседы на доске появляется краткую запись задачи, которую мы переводим в дуговую схему:
1
пачка – 17 тет.
2 пачка –
х тет. Всего 42 тет. Рис. 23
•
Предлагаем оформить краткую запись задачи в виде круговой схемы, записав
вместо привычного знака «?»
букву х (пауза).
Вызываем
к доске ученика, который заполняет круговую схему.
Рис. 24
•
Сравниваем дуговую и круговую схему и составляем уравнение:
17
+
х = 42, которое дети записывают в свои тетради.
• На круговой схеме обводим стрелку,
соединяющие квадратики с известными числами, цветным карандашом, и
записываем (мы на доске, дети в
тетрадях) действие, на которое указывает эта стрелка: х = 42 – 17, х = 25 . Ответ: 25 – корень уравнения 17 + х = 42
Примечание:
при необходимости здесь и в дальнейшем вычисления проводятся столбиком.
•
Делаем вывод: в уравнении 17 + х = 42 одно из слагаемых было неизвестно. Мы его
нашли, вычитая из известного значения суммы известное слагаемое.
•
Предлагаем учащимся прочитать правило,
расположенное в розовой плашке на с.79 учебника, повторить его два-три раза про
себя, а затем по очереди пересказать друг другу в условиях парной работы.
Задание
№5 (У-2, с. 79)
•
Учащиеся читают вслух задание: По данной
схеме найди неизвестное слагаемое.
•
Предлагаем рассмотреть круговую схему (рисунок в учебнике); назвать слагаемые (х
и 25) и значение суммы (60); составить уравнение, где неизвестным будет одно из
слагаемых (х + 25 = 60).
•
Просим найти неизвестное слагаемое х
+ 25 = 60 на черновике, используя новое правило.
• Устно проверяем ответ (35).
• Записываем на доске образец оформления
заданий такого типа, предлагая учащимся переписать его в свои тетради: х
+ 25 = 60 х
= 60 – 25 х = 35 Ответ: 35 — второе слагаемое.
•
Задаем дополнительный вопрос: А как убедиться в том, что мы не ошиблись при
вычислении, и число 35 действительно
корень уравнения х + 25 = 60?
Ожидаемый
ответ: вместо х надо подставить в уравнение число 35 и убедиться
в том, что будет получено верное числовое
равенство.
• Записываем на доске: х + 25 =
60 х = 35 35 + 25 = 60
Ответ:
35 корень уравнения х + 25 = 60
Даем
детям время на оформление дополнительного задания в тетрадях, оставляя образец оформления на
доске.
Задание
№6 (У-2, с. 79)
•
Предлагаем самостоятельно на черновике найти
неизвестное слагаемое первого
уравнения 150 +х = 225,
и еще раз, иллюстрируя оформление
решения на доске, формулируем правило нахождения неизвестного слагаемого:
150
+ х = 255 х = 255 – 150 х = 105 Ответ: 105 – второе слагаемое.
(Даем
время на оформление решения в тетрадях).
•Предлагаем
провести проверку правильности нахождения корня и записываем на доске:
150
+ х = 225 х = 105 150 + 105 = 255 Ответ: 105 — корень
уравнения 150 + х = 225.
Дальнейшее
оформление решения предлагаем выполнить самостоятельно, используя образец
предыдущего задания (одного или двух учеников можно вызвать к доске, разрешая
им при необходимости использовать образец, который записан на доске).
Мы
помогаем тем, кто в этом нуждается.
Имена (фамилии) учеников, которым
необходимо индивидуальное сопровождение…………………
Задание
№1 (Т-2, с.36)
•
Просим учеников открыть Т-2 на с.36 и самостоятельно по круговой схеме и
образцу найти корень уравнение х + 7 = 12
•
Беглым просмотром проверяем правильность выполнения задания.
Задание на дом:
№ 7
(У-2, с.79); №3 (Т-2, с.36); повторить
9
-й столбик таблицы умножения.
Задания, которые не были выполнены на
уроке………….
|