НАПИСАНИЕ Ы ПОСЛЕ Ц В
ОКОНЧАНИЯХ СЛОВ-НАЗВАНИЙ
ПРЕДМЕТОВ
Задачи урока:
– закрепление правила написания буквы И после Ц в корне слова и
применение его ко всем словам с безударным гласным в корне после Ц, если они являются
родственными словам, где И стоит под ударением;
– закрепление умения находить родственные слова на основе общего
корня;
– формирование умения работать с Обратным словарем (УУД);
– освоение правила написания буквы ы после Ц в окончаниях слов,
называющих предметы и стоящих во множественном числе.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2, ч.3 (с.
17–20). Тетрадь для самостоятельной работы
№ 2.
I. Работа со словарным словом СПАСИБО.
(Тетрадь для самостоятельной работы № 2. Упражнение 16 (с. 13–14)).
II. Вместо фонетической зарядки
используется предложение, которое можно записать и на доске, и в тетради: Вол
Василий вез воз ваз. (Задание к нему дано в учебнике.)
Сначала необходимо проверить написания
парных согласных на конце слов: вёз — веЗёт; воз — воЗы;
ваз — ваЗы.
III. Важно обратить внимание школьников
на то, что устная, звучащая, речь не может передать некоторых особенностей письменной
речи. Каких именно?
На этот вопрос и должны ответить
дети. (Прописную букву; обозначение мягкости предшествующего согласного звука с
помощью буквы гласного; использование буквы согласного на конце слова, которая обозначает
парные звуки: звонкие и глухие.)
IV. Следующий материал направлен
на то, чтобы школьники вспомнили основное правило написания буквы И после Ц в корне
слова: под ударением пишется И, а не Ы. Вместе с тем важно, чтобы они вспомнили
и другое правило: эту закономерность можно распространить и на все безударные случаи,
если слова являются родственными словами, где И стоит под ударением.
Таким образом, если школьники знают,
что в слове цИрк нужно писать букву И, они должны распространять это написание и
на все слова, родственные слову цирк: циркач, цирковой и т. д.
В той «подсказке», которую держит
Летучая Мышь на с. 18, мы еще раз пытаемся наполнить смыслом то, что безударный
гласный в корне проверяется путем постановки его под ударение. Важно, чтобы школьник
понимал это не как некое абстрактное правило, а еще и еще раз понял самую суть:
общая часть родственных слов (то есть корень) пишется всегда одинаково!
А слова цыганка, цыганский как напишешь?
— спросила Волшебница. Запиши правильно слова цыплячий, цыплятки; цыпки.
Школьники могут не знать написания
слова цыпки. Можно объяснить им, что в одном из значений цыпка — это курица, цыпленок,
поэтому и пишется, как цыпленок через Ы. Слово цыпки же в значении «трещинки на
коже» пишется аналогично.
Упражнение 14 закрепляет все уже
прежде полученные знания о написании И и Ы после Ц в корнях слов.
V. Упражнение 15.
Знакомство с тем, какую букву писать
в окончаниях слов, называющих предметы и стоящих во множественном числе, начинается
с Обратного словаря.
Это хорошо тем, что школьники видят
общую закономерность: все слова с основой на твердый согласный звук (а не только
слова с основой на Ц) имеют окончание Ы в форме множественного числа: ведь в поисках
слов на -ЦЫ школьники прочитывают целый список слов, оканчивающихся на Ы.
Было бы хорошо, если бы ученики
составили словосочетания со всеми словами из списка. Для этого можно распределить
6 слов на 2 группы: пусть дети поработают в парах и придумают с ними словосочетания.
Например: вкусные
голубцы, большие ножницы, густые
ресницы; домашние шлепанцы, сахарные щипцы (для раскалывания сахара) или горячие
щипцы (для завивки волос), круглые пяльцы.
VI. Домашнее задание: На выбор упражнение
№ 17 или 19 (с. 14–15) в Тетради для самостоятельной работы № 2.
Урок 7
Задачи урока:
– применение правила правописания
буквы ы после Ц в окончаниях слов, называющих предметы и стоящих во множественном
числе.
Пособия для урока: Учебник «Русский
язык», ч.2,ч.3 (с. 20–21). Тетрадь для самостоятельной работы № 2.
I. Рассмотреть иллюстрации на с.
17 и 20. Прочитать задание волшебницы
Упражнение 16.
Цель устной работы в этом упражнении
— еще раз повторить правило, которое касается слов, называющих предметы, с основой
на Ц, стоящих именно во множественном числе, на конце которых слышится и произносится
звук [ы].
Примеры словосочетаний: веселые
жильцы, хорошие певцы, голодные птенцы, соленые огурцы.
Упражнение 17.
Это упражнение нужно сначала выполнить
устно, добившись того, чтобы школьники очень четко произносили нужные слова в форме
множественного числа. Было бы неплохо, если бы дети по цепочке записывали на доске
слова в форме множественного числа — это позволит контролировать правильность написания
некоторых слов: молоДцы, стрелЬцы, кузнЕцы … храбрЕцы, на это нужно обратить особое
внимание.
II. Упражнение 18 предполагает,
что дети сначала по цепочке устно проверят или обоснуют написание каждой орфограммы.
И только после этого они смогут ответить на вопрос: «Сколько разных правил надо
знать, чтобы после Ц написать нужную букву?»
Самый лучший вариант — говорить
правило и тут же иллюстрировать его примерами из упражнения.
Например, 1) один ученик начинает:
«После Ц пишется Ы в окончаниях слов- названий предметов, стоящих во множественном
числе: ресницЫ, голубцЫ, китайцЫ и немцЫ…». Учитель просит другого продолжить выбирать
примеры на это правило из упражнения.
2) «После Ц пишется И в корнях слов-названий
предметов, если звук после Ц находится под ударением, например: цИфры, цИнковый,
цИтрусы, цИркуль, цИкл».
3) «После Ц пишется Ы в корнях слов-названий
предметов, если это слова-исключения или родственные им слова, например, цЫплячий,
цЫкать, на Цыпочках, цЫганочка, цЫпки».
III. Упражнение 19.
Ценность этого упражнения в том,
что школьники опять (как и в упражнении 17) сами должны поставить слова в форму
множественного числа и только потом записать их с нужной буквой. Если навык сформирован,
они не ошибутся в написании окончания.
IV. Домашнее задание: Упражнение № 20 (с. 16) в Тетради
для самостоятельной работы № 2.
|