Среда, 16.07.2025, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов
         Черномуровой Нины Александровны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 174
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты уроков

НАПИСАНИЕ Ы ПОСЛЕ Ц В ОКОНЧАНИЯХ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ

 НАПИСАНИЕ Ы ПОСЛЕ Ц В ОКОНЧАНИЯХ СЛОВ-НАЗВАНИЙ

ПРЕДМЕТОВ

Задачи урока:

– закрепление правила написания буквы И после Ц в корне слова и применение его ко всем словам с безударным гласным в корне после Ц, если они являются родственными словам, где И стоит под ударением;

– закрепление умения находить родственные слова на основе общего корня;

– формирование умения работать с Обратным словарем (УУД);

– освоение правила написания буквы ы после Ц в окончаниях слов, называющих предметы и стоящих во множественном числе.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2, ч.3 (с. 17–20). Тетрадь для самостоятельной работы № 2.

I. Работа со словарным словом СПАСИБО. (Тетрадь для самостоятельной работы № 2. Упражнение 16 (с. 13–14)).

II. Вместо фонетической зарядки используется предложение, которое можно записать и на доске, и в тетради: Вол Василий вез воз ваз. (Задание к нему дано в учебнике.)

Сначала необходимо проверить написания парных согласных на конце слов: вёз веЗёт; воз воЗы; ваз ваЗы.

III. Важно обратить внимание школьников на то, что устная, звучащая, речь не может передать некоторых особенностей письменной речи. Каких именно?

На этот вопрос и должны ответить дети. (Прописную букву; обозначение мягкости предшествующего согласного звука с помощью буквы гласного; использование буквы согласного на конце слова, которая обозначает парные звуки: звонкие и глухие.)

 

IV. Следующий материал направлен на то, чтобы школьники вспомнили основное правило написания буквы И после Ц в корне слова: под ударением пишется И, а не Ы. Вместе с тем важно, чтобы они вспомнили и другое правило: эту закономерность можно распространить и на все безударные случаи, если слова являются родственными словами, где И стоит под ударением.

Таким образом, если школьники знают, что в слове цИрк нужно писать букву И, они должны распространять это написание и на все слова, родственные слову цирк: циркач, цирковой и т. д.

В той «подсказке», которую держит Летучая Мышь на с. 18, мы еще раз пытаемся наполнить смыслом то, что безударный гласный в корне проверяется путем постановки его под ударение. Важно, чтобы школьник понимал это не как некое абстрактное правило, а еще и еще раз понял самую суть: общая часть родственных слов (то есть корень) пишется всегда одинаково!

А слова цыганка, цыганский как напишешь? — спросила Волшебница. Запиши правильно слова цыплячий, цыплятки; цыпки.

Школьники могут не знать написания слова цыпки. Можно объяснить им, что в одном из значений цыпка — это курица, цыпленок, поэтому и пишется, как цыпленок через Ы. Слово цыпки же в значении «трещинки на коже» пишется аналогично.

Упражнение 14 закрепляет все уже прежде полученные знания о написании И и Ы после Ц в корнях слов.

V. Упражнение 15.

Знакомство с тем, какую букву писать в окончаниях слов, называющих предметы и стоящих во множественном числе, начинается с Обратного словаря.

Это хорошо тем, что школьники видят общую закономерность: все слова с основой на твердый согласный звук (а не только слова с основой на Ц) имеют окончание Ы в форме множественного числа: ведь в поисках слов на -ЦЫ школьники прочитывают целый список слов, оканчивающихся на Ы.

Было бы хорошо, если бы ученики составили словосочетания со всеми словами из списка. Для этого можно распределить 6 слов на 2 группы: пусть дети поработают в парах и придумают с ними словосочетания. Например: вкусные

 

голубцы, большие ножницы, густые ресницы; домашние шлепанцы, сахарные щипцы (для раскалывания сахара) или горячие щипцы (для завивки волос), круглые пяльцы.

VI. Домашнее задание: На выбор упражнение № 17 или 19 (с. 14–15) в Тетради для самостоятельной работы № 2.

Урок 7

Задачи урока:

– применение правила правописания буквы ы после Ц в окончаниях слов, называющих предметы и стоящих во множественном числе.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2,ч.3 (с. 20–21). Тетрадь для самостоятельной работы № 2.

I. Рассмотреть иллюстрации на с. 17 и 20. Прочитать задание волшебницы

Упражнение 16.

Цель устной работы в этом упражнении — еще раз повторить правило, которое касается слов, называющих предметы, с основой на Ц, стоящих именно во множественном числе, на конце которых слышится и произносится звук [ы].

Примеры словосочетаний: веселые жильцы, хорошие певцы, голодные птенцы, соленые огурцы.

Упражнение 17.

Это упражнение нужно сначала выполнить устно, добившись того, чтобы школьники очень четко произносили нужные слова в форме множественного числа. Было бы неплохо, если бы дети по цепочке записывали на доске слова в форме множественного числа — это позволит контролировать правильность написания некоторых слов: молоДцы, стрелЬцы, кузнЕцы … храбрЕцы, на это нужно обратить особое внимание.

II. Упражнение 18 предполагает, что дети сначала по цепочке устно проверят или обоснуют написание каждой орфограммы. И только после этого они смогут ответить на вопрос: «Сколько разных правил надо знать, чтобы после Ц написать нужную букву?»

 

Самый лучший вариант — говорить правило и тут же иллюстрировать его примерами из упражнения.

Например, 1) один ученик начинает: «После Ц пишется Ы в окончаниях слов- названий предметов, стоящих во множественном числе: ресницЫ, голубцЫ, китайцЫ и немцЫ…». Учитель просит другого продолжить выбирать примеры на это правило из упражнения.

2) «После Ц пишется И в корнях слов-названий предметов, если звук после Ц находится под ударением, например: цИфры, цИнковый, цИтрусы, цИркуль, цИкл».

3) «После Ц пишется Ы в корнях слов-названий предметов, если это слова-исключения или родственные им слова, например, цЫплячий, цЫкать, на Цыпочках, цЫганочка, цЫпки».

III. Упражнение 19.

Ценность этого упражнения в том, что школьники опять (как и в упражнении 17) сами должны поставить слова в форму множественного числа и только потом записать их с нужной буквой. Если навык сформирован, они не ошибутся в написании окончания.

IV. Домашнее задание: Упражнение № 20 (с. 16) в Тетради для самостоятельной работы № 2.
Категория: Конспекты уроков | Добавил: Нина (19.01.2013)
Просмотров: 7678 | Комментарии: 2 | Теги: Русский язык, ПНШ, 2 класс, конспект урока, написание ы после ц | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ракитное

Copyright MyCorp © 2025