Тема:
«Поразрядное сравнение многозначных чисел»
Задачи урока:
– базовый способ
сравнения чисел: из двух многозначных чисел больше то, у которого больше цифр в
десятичной записи;
– способ сравнения многозначных
чисел с одинаковым числом знаков, отличающихся только старшим разрядом;
– формирование познавательных
УУД: построение логической цепочки рассуждения при сравнении чисел;
использование таблицы с целью сравнения чисел; выбор наиболее эффективного
способа; развитие речи.
Пропедевтика: сложение и
вычитание многозначных чисел
Повторение: устная и
письменная нумерация многозначных чисел.
Методы и приемы
организации деятельности учащихся:
объяснение нового материала с
опорой на самостоятельную работу детей по учебнику и по записям на классной
доске, фронтальная работа, цель которой развитие математической речи.
Учебно-методическое
обеспечение: У-1,
комплект с фишками.
Вводная часть
урока
С помощью страницы «Содержание»
учащиеся открывают учебник на странице 44, записывают дату и тему урока в
тетрадь, озвучивают тему «Поразрядное сравнение многозначных чисел».
Высказывают предположения о том, что будем изучать на уроке.
Ожидаемый ответ: «На уроке мы
научимся сравнивать многозначные числа»
Открываем передний форзац
учебника (У-1), находим таблицу разрядов и классов. Просим детей прочитать
число, записанное в таблице (529173). По цепочке называем количество единиц,
десятков и тысяч каждого разряда класса единиц, затем класса тысяч. Например: в
числе 529173 – 3 единицы в классе единиц, 7 десятков в классе единиц, ….; 9
единиц в классе тысяч и т.д.
Продолжение
урока. Изучение нового материала по учебнику.
Задание №137 (У-1,
с.44)
- Предлагаем детям прочитать
первый абзац задания и назвать самое большое число тысяч, которое может быть в
составе пятизначного числа (99 тысяч).
Записываем его на доске: 99 тысяч
- Предлагаем прочитать второй
абзац и назвать самое маленькое число тысяч, которое может быть в составе
шестизначного числа (100 тысяч). Дополняем запись на доске: 99 тысяч 100 тысяч
- Предлагаем прочитать третий
абзац и ответить на вопрос: «Какое число больше: пятизначное или шестизначное и
почему?»
Ожидаемый ответ: Шестизначное
число больше, потому что в самом маленьком шестизначном числе - 100 тысяч, а в
самом большом пятизначном числе всего – 99 тысяч.
На доске записаны пары чисел:
238705 65402 67894 102468
Предлагаем детям сравнить числа
238705 65402; 67894 102468 и сформулировать вывод о сравнении пятизначных и
шестизначных чисел. Ожидаемый ответ: Любое шестизначное число больше
пятизначного.
Предлагаем сравнить другую пару
чисел: 2354 13487 и сформулировать вывод о сравнении пятизначных и
четырёхзначных чисел. Ожидаемый ответ: Любое пятизначное число больше
четырёхзначного.
Формулируем вывод о сравнении
многозначных чисел. При сравнении многозначных чисел больше то число, в котором
больше разрядов или то число, в записи которого цифр больше.
Организуем парную работу. Просим
записать в тетрадях пару чисел и предложи соседу сравнить их.
Задание №138(У-1,
с.44)
Предлагаем детям прочитать первую
часть задания и ответить на вопросы. Ожидаемый ответ: «В записи данных чисел по
шесть цифр, это шестизначные числа. Отличаются числа тем, что в первом числе 2
сотни тысяч, во втором числе 3 сотни тысяч или в первом числе 2 сотни в классе
тысяч, во втором числе – 3 сотни классе тысяч.
Предлагаем детям устно сравнить
эти два числа и объяснить, как проведено сравнение.
Ожидаемый ответ: «В первом числе
две сотни тысяч, а во втором числе три сотни тысяч, значит число 356987 больше
числа 256987»
Предлагаем рассказать, как можно
сравнить числа, в записи которых одинаковое количество цифр. Ожидаемый ответ:
«Если два числа имеют одинаковое количество цифр, то сравнивать числа нужно
начиная со старшего разряда»
Задание №139 (У-1,с.44)
Учащиеся самостоятельно читают
задание и записывают в тетради числа: 99999, 300000.
Задаём вопрос. Как получить число
предшествующее числу 100000? (от числа 100000 отнять 1). Как получить число
следующее за числом 299999(к числу 299999 прибавить 1).
Напоминаем, что первая пара чисел
100000 99999 записаны в порядке убывания. Вторая пара чисел 299999 300000
записаны в порядке возрастания.
Объясняем, что знание порядка
чисел позволяет легко их сравнивать.
Задание №140 (У-1,
с. 44)
Дети самостоятельно читают
задание и выполняют его в тетрадях. После окончания работы сверяют своё решение
с образцом, написанным учителем на доске:
2519, 2520
23519, 23520
Ещё раз обращаем внимание детей
на то, что записать пары соседних чисел помогло правило – предшествующее число
всегда меньше последующего.
Задание №141 (У-1,с.44)
Дети читают задание. Озвучивают
требование. Выполняем работу фронтально. Предлагаем сначала найти самое большое
число. Выясняем, как это сделать. Ожидаемый ответ: найдём числа, в которых
больше всего разрядов. Это числа 387251 и 387250. В записи этих чисел шесть
цифр. Просим поставить на числа фишки и сравнить их. Ожидаемый ответ: число
387251 больше числа 387250, так как оно является следующим.
Записываем на доске: 387251
387250
Предлагаем продолжить работу с
числами в учебнике. Выясняем, как найти следующее число.Ожидаемый ответ: найдём
числа в записи, которых пять цифр. Это числа 10000
20957 21042.
Предлагаем сравнить числа по
количеству тысяч в каждом числе.
Ожидаемый ответ: в числе 10000 –
10 тысяч, в числе 20957 – 20 тысяч, в числе 21042 – 21 тысяча.
Дополняем запись на доске: 387251
387250 21042 20957 10000
Записываем последнее число – 9969
Задание № 142 (У-1,
с.45)
Один из учеников читает задание.
Затем по цепочке предлагаем прочитать числа в таблице.
Обращаем внимание детей на то,
что для отыскания самого большого числа нужно посмотреть на самый старший
разряд – разряд сотен тысяч. В нём дважды встречается цифра 6, которая
обозначает наибольшее из данных чисел. Следовательно, одно из этих чисел будет
наибольшим. Просим поставить фишки на цифру 6 и предлагаем перейти к разряду
десятков
тысяч. Задаём вопрос. Можно ли
произвести сравнение чисел?
Ожидаемый ответ: «Нельзя сравнить
числа, так как цифры в этих разрядах одинаковые»
Предлагаем перейти к разряду
единиц тысяч.
Задаём вопрос. Можно ли сейчас
произвести сравнение чисел? Ожидаемый ответ: «Можно сравнить числа, так как
цифры в разряде единиц тысяч разные». Самое большое число. (605892)
Предлагаем детям самостоятельно
найти и назвать самое маленькое число (98739).
Обращаем внимание детей на то,
что числа в таблице записаны друг под другом.
Задаём вопрос. Это усложняет или
упрощает процесс сравнения чисел? Ожидаемый ответ: «При такой записи числа
сравнивать легче»
Задание №143 (У-1,
с.45)
Дети читают первое требование
задания, далее ученики самостоятельно выполняют первую часть задания, пользуясь
способом поразрядного сравнения чисел. Выясняем, как дети нашли самое большое
число(365987)? Добиваемся правильного ответа.
Предлагаем детям выполнить вторую
часть задания. Записываем на доске числа в столбик так, чтобы соответствующие
разряды находились друг под другом.
Предлагаем записать числа в
тетрадь, пользуясь образцом с доски. Далее дети выбирают самое маленькое число.
Делаем заключение: при поразрядной записи многозначных чисел в столбик их
гораздо легче сравнивать. Ещё можно сравнивать числа, опираясь на знание
порядка возрастания и порядка
убывания чисел.
Задание на дом: №68-70(Т-1,
с.32,)
|