Повторение
изученного
Задачи урока:
– определение цели урока, исходя
из того, с чем работали накануне;
– повторение способов проверки
безударного гласного и звонкого-глухого
согласного в корне слова для
правильного написания: подбор проверочных слов
(родственных слов или форм
слова), в которых гласный звук становится
ударным, а согласный звук
произносится отчетливо, – после него следует
гласный звук или непарный звонкий
согласный;
– формирование умения работать с
Толковым словарем (часть 2);
– проведение самооценки: как
работал обучающийся, что нового узнал, понял,
что повторил.
1. Оргмомент.
2. Постановка цели урока.
3. Цель упражнения 127 –
повторение пройденных орфограмм и способности
различать звуки. Сначала устно
нужно дать проверки словам с сомнительным написанием: кОлол – кОлет,
лёД – льДа, льДинка, переД – переДо мной.
Потом списываем и обозначаем твердый
[л] и мягкий [л’]. Дети должны
комментировать свои обозначения.
Следите за тем, чтобы они это делали правильно. Нельзя допускать,
чтобы дети говорили: «Здесь звук [л] – твердый, а здесь – мягкий». Это не просто
ошибка речи, это свидетельство непонимания самой сути. А суть состоит в том,
что нет какой-то абстракции, которая может быть то мягкой, то твердой. Есть два совершенно разных звука,
один из которых твердый, а другой –мягкий. Об этом детям нужно все
время напоминать. Объясняйте им это, напоминайте об этом, произносите
правильно и побуждайте детей повторять: «В слове "Лёня” мягкий звук [л’]. В
слове "ломом” – твердый звук [л]» и т. д.
Цель упражнения 128 – работа над
понятием родственных слов. Слово ВОЛЧОК является родственным
остальным словам только в одном значении: если это
уменьшительно-ласкательное название волка. Оно не является родственным другим словам, если
означает детскую игрушку. Можно спросить ребят: «Как вы думаете, как это
слово должно быть записано в Толковом словаре: один раз или два раза?».
Нам важно, чтобы они сказали: «Два раза», хотя на самом деле волчок –
это фольклорное название волка, и в Толковом словаре этого слова в таком
значении обнаружить не удастся.
4. ФИЗМИНУТКА.
5. Цель упражнения 129 – проверка
умения писать и проверять написание базовых орфограмм 2-го класса. Это упражнение мы выполняем по
той же схеме, что и упражнение 26: сначала тщательная устная проработка
(проговаривание написания слова вместе с его проверкой):
а) мЕня – смотри подсказку;
пОлзёт – пОлзает, кАкая – кАк, сАдится – посАдим, цвЕток – цвЕт, цвЕтик;
шмЕли – шмЕль, лЕтят – полЁт; хОтят – хОчет;
б) козяВка – козяВочка, буДто –
буДет, траВка – траВы, мёД – меДок, мёДа.
Чтобы оценить, как именно
искались родственные слова, нужно – либо добиваться того, чтобы
школьник, озвучивший конкретную пару слов, определил, что они собой
представляют: формы одного слова или родственные слова, и так по цепочке. – либо учитель должен выписать
все слова с пропусками столбиком на доске заранее, и во время поиска
проверочных слов заполнять пропуски и рядом писать найденное школьником
проверочное слово. В этом случае картина будет полной.
После того как вся устная работа
сделана, можно вернуться к написанному на доске и определить, где же были
обнаружены проверочные слова: среди форм слова или среди родственных слов.
Выяснится, что в основном в качестве проверки привлекаются родственные
слова, и только изредка – формы слова:
шмели – шмель, мёд
– мёда, хотят – хочет.
Последний случай для детей может
представлять сложность, но учитель должен его прокомментировать:
«Если речь идет об одном человеке, то нужно сказать "хочет”, а если о
нескольких, то уже "хотят”, т. е. это одно и то же слово, но в единственном и
множественном числе».
ФИЗМИНУТКА.
6. Смысл задания в упражнении 130
– расположить по алфавиту слова, начинающиеся на одну букву:
обращается внимание детей на то, что, если первые буквы слов одинаковые,
надо ориентироваться на вторые буквы. Сначала прочитайте список слов. – Вы ничего особенного не
замечаете? – Рассматрим подсказки, начиная с
подсказки Асырк. (Дети должны заметить, что Асырк
напоминает им алфавитную последовательность букв, но не
всех, а определенного участка.) – Что подсказывает Летучая Мышь? – Почему некоторые сочетания букв
на ее плакатике выделены жирным шрифтом?
(Дети должны догадаться, что это
– начала слов; Мышь подсказывает, как будут располагаться слова,
начинающиеся на одну букву: сначала КЛюч, потом – КОса; сначала ЛАпа,
потом – ЛЕдяной и лишь затем – ЛУк. Слова должны быть записаны в
такой последовательности: золотой, ключ, коса, лапа,
ледяной, лук.)
После того как школьники по
вариантам найдут в Толковом словаре все шесть слов и выяснят их значения, они
должны будут объяснить, какие слова являются многозначными (они записаны
только один раз). Это слова: золотой, лапа, ледяной.
Вопрос-уточнение: «А сколько
значений у каждого из этих слов?».
Затем обсуждаются другие слова,
которые обозначают совершенно разные предметы и поэтому записаны по
нескольку раз (не вводим термина «омонимы», он есть на обложке учебника, но
не для запоминания и объяснения). Таких слов тоже три: ключ, коса, лук.
Работа в Тетради для
самостоятельной работы 1
Задание 56.
Хороша ель зимой. Тяжелые шапки
чистого снега висят на ее раскидистых ветках-лапах. Высокие вершины
украшены гирляндами еловых шишек. На опушке елового леса растет
зеленый молодняк.
Словарные слова: здравствуйте;
машина.
7. Домашнее задание: выполнение
задания 56 возможно дома (не спешите все
выполнить на уроке).
8. Итог урока.
|