Тема урока:
Праздник Благовещения
Цель урока:
·
Создание условий для
эмоционального сопереживания духовно – нравственного события
·
Развитие эстетического
восприятия и чувств
·
Воспитание бережного отношения
к природе, желание помогать птицам
Виды работ на
уроке:
- Беседа - повторение.
- Рассказ учителя: О смысле
праздника. О праздничных обычаях.
- Творческая работа: Аппликации. Открытки.
- Показ презентации: И.И. Левитан. «Март»; А.К. Саврасов.
«Грачи прилетели»; А.Г. Венецианов. «На пашне. Весна»;
«Благовещение». Икона. Картинки птиц.
- Слушание музыки: С.В.
Рахманинов. «Весенние воды» на слова Ф. Тютчева; С.В. Рахманинов. «Богородице Дево,
радуйся» («Всенощное бдение»); П.И. Чайковский. «Апрель. Песня жаворонка» из цикла «Времена года»
- Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Птичка»
Базовые понятия: Благовещение,
Матерь Божия Дева Мария, Архангел Гавриил.
Оборудование:
·
У учителя: компьютер,
мультимедийный проектор, презентация, музыкальное пособие «Звуковая палитра» (IV четверть, урок 1), музыкальный центр, учебник
«Православная культура. 1 – й год обучения» .
·
У учеников: учебник «Православная культура. 1 –
й год обучения»,тетради, ручки, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши.
Ход
урока:
I. Беседа – повторение.
- Как называлась общая тема третьей четверти?
(Праздники – радости)
- Какие зимние праздники – радости вы
запомнили? (Рождество Христово, Святки, Крещение (Богоявление), день защитника
Отечества, Масленица. Прощеное воскресение).
II. Рассказ – беседа
учителя с показом презентации и слушанием музыки.
- Какой сейчас
идет месяц?
- А к какому
времени года он относится?
- Какие приметы
весны можно наблюдать сейчас в природе?( увеличение продолжительности дня,
потепление, появление травы, первоцветов, прилет птиц)
Показ слайдов
презентации: И.И. Левитан. «Март»; А. Саврасов. «Грачи прилетели».
Слушание: С.В. Рахманинов.
«Весенние воды» (фон).
- Но сейчас идут дни Великого
Поста. И вот в эти печальные дни наступил праздник
Благовещения. Мы уже знаем с вами о Матери Божией Деве Марии. Всё Своё
детство Дева Мария жила при храме. Когда ей исполнилось 14 лет, священники
поручили Её заботам дальнего родственника Иосифа. Пресвятая Дева Мария
переселилась жить в его дом.
Однажды, когда Дева Мария читала священную книгу, к Ней явился Архангел
Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в
женах!» Мария не понимала, что значит это приветствие. Архангел продолжал: «Ты
обрела благодать у Бога, родишь Сына и дашь Ему имя Иисус. Он будет велик и
назовется Сыном Божиим». Мария со смирением произнесла: « Я послушна Богу,
пусть будет со Мною по слову твоему.»
Показ
слайда презентации «Благовещение». Икона.
Чтение рассказа по И.О. Шмелеву: восприятие праздника глазами Вани (с.
62 учебника)
«Праздник такой великий, что никто ничего не должен делать, только
радоваться. Если бы не было Благовещения, никаких бы праздников не было Христовых. Мы идем от
всенощной и напеваем любимую молитвочку: "Благодатная Мария, Господь с Тобою! Благовещенье, и
каждый должен обрадовать кого-то, а то праздник не в праздник будет. Кого же
обрадовать?"»
Слушание: С.В. Рахманинов.
«Богородице Дево, радуйся».
Рассказ о
традиционных праздничных обычаях:
На Руси в Благовещение было принято
выпускать птичек на волю, а певчих птиц — купать, чтобы они лучше пели.
III. Чтение рассказов и стихов
1) О купании соловьев.
«Благовещенье, сегодня! В передней гремит ведерко и слышится плеск
воды. "Погоди, держи его так, еще убьется". "Носик-то ему
прижмите. Не захлебнулся бы". Отец берет соловья в ладонь, зажимает соловью носик и
окунает три раза в ведро с водой. Потом осторожно встряхивает и ловко
пускает в клетку. Соловей очень смешно топорщится, садится на крылышки и
смотрит, как огорошенный. Пришла весна, и соловьев купают, а то не будут петь.
Птицы у
нас везде. В передней — чижик, в спальной — канарейки, в проходной комнате —
скворчик, в спальне отца — канарейки и черный дроздик, в зале — два соловья, в кабинете
— жавороночек, и даже на кухне живет на покое весь лысый чижик, который пищит, когда
застучат посудой».
Показ слайдов
презентации: соловей, чижик, канарейки,
скворец, жаворонок, дрозд.
2)Чтение
наизусть стихотворения А.С.Пушкина
«Птичка» подготовленным учеником.
В чужбине свято
наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью,
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
3)Чтение
рассказа: «Выпускают птиц на волю» (с. 64 учебника)
"Бери в руки птичку. Держи — не мни, —
говорит он строго. — В небо гляди, как она будет петь улетая". Я до того
рад, что даже не вижу птичку — серенькое и тепленькое у меня в руке. Я разжимаю
пальцы и слышу — пырхх... — но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее
целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к
сараю, села... и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость!»
IV. Запись в тетрадь слов: Богородица, Благовещение.
- Из каких двух слов составлено слово
«Благовещение»?
- Что обозначает слово «благо»?
- Какой обычай соблюдали на Руси в праздник
Благовещения?
- А как вы можете порадовать птиц весной?
(развесить дуплянки, скворечники)
Показ слайдов презентации: скворечники, дуплянки.
V.
Творческая работа: Рисуем, вырезаем,
клеим открытки с птичками.
VI.
Слушание (фон): П.И. Чайковский. «Песня
жаворонка».)
VII.
Домашнее задание: вспомни музыку
С.В.Рахманинова «Весенние воды», которую слушали на уроке, прочитай
стихотворение Ф.И. Тютчева на с. 66 учебника и нарисуй праздник.
Презентация по http://ifolder.ru/15834835
|