Среда, 27.08.2025, 08:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов
         Черномуровой Нины Александровны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 174
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты уроков

СЛОВА И ИХ ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

СЛОВА И ИХ ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

( С. 119 –121)

– открыть для школьников еще один способ проверки слов: учет их происхождения.

– формировать умение работать со Словарем происхождения слов.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1, 2; Рабочая тетрадь 1.

1. Оргмомент.

2. Определение задач урока.

3. 1. Учитель: Прочитайте вопросы под иллюстрацией учебника и обсудите ответы на них в

группах.

Когда будете отвечать на вопросы, воспользуйтесь помощью этой картинки.

(На картинке слева изображены колокол (от слова «колокол» образовалось слово

«колокольчик»); кувшин (от этого слова образовалось слово «кувшинка»); гвоздь (от слова

«гвоздь» образовалось слово «гвоздика»). С помощью учебника дети должны понять, что в

настоящее время слова «кувшин» и «кувшинка», «колокол» и «колокольчик», «гвоздь» и

«гвоздика» – не являются родственными, потому что означают совершенно разные предметы.

Детей необходимо отослать на с. 77 и 86, чтобы они еще раз прочитали, какие слова мы

называем родственными. Далее мы открываем Словарь происхождения слов).

Примечание. Если дети спросят, почему он именно так обозначается, опять

напомните им, что изображена одна из букв древней русской азбуки –

буква (ять). С помощью этой буквы обозначался звук, близкий к звукам [э],

[й’э]. Поскольку сразу две буквы Е и . обозначали сходные звуки, то в

дальнейшем букву Е оставили, а букву . отменили.

3.2. В Словаре происхождения слов дети находят слово СИРЕНЬ, убеждаются, что оно

происходит от слова СИНИЙ, где звук [и] – под ударением. Таким образом, создается

ассоциативно-образный механизм запоминания правильного написания. На этой же странице

словаря дети находят и слово СНЕГИРЬ, убеждаются, что оно произошло от слова СНЕГ.

Необходимо в обоих случаях отметить: сейчас слова снегирь и снег не являются

родственными, сейчас слова СИРЕНЬ и СИНИЙ не являются родственными. Но поскольку

слова СИНИЙ и СНЕГ – дальние родственники словам СИРЕНЬ и СНЕГИРЬ, с их помощью

можно проверять написание этих двух последних слов.

4. ФИЗМИНУТКА.

5. Учитель зачитывает часть интриги, которая носит не развлекательный, но

познавательный характер(с. 120):

Про Мишу и Машу соседи говорят …

5. 1. Упражнение 88. Цель его – показать детям, что с помощью слов-прародителей можно

проверять слова, которые от них образовались: Борисов Боря, Семенов Cема, Степанов

Степа; Емельянов Емеля, Николаев Никола, Коля; Алексеев Алеша.

5. 2. Рабочая тетрадь, упражнение 49.

6. ФИЗМИНУТКА.

7. Говори правильно! (Рабочая тетрадь, с. 36 продАл, продАли, продалА; позвАл, позвАли,

позвалА.

8. Цель упражнения 90 – точно такая же. Определив, что слова «зрачок», «призрак» и

«призрачный» являются этимологическими родственниками и что все они произошли от слова

«зрак», где гласный звук находится под ударением, дети открывают для себя способ проверки

безударного гласного в этих трех словах: через слово-прародителя.

9. Домашняя работа: упражнение 89.

(Цель работы со словом «окно» – выяснить его происхождение и использовать это для

проверки написания этого слова: окно око. Работают со Словарем происхождения слов).

10. Итог урока.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Нина (07.11.2012)
Просмотров: 3772 | Комментарии: 1 | Теги: Русский язык, 2 класс, конспект урока, УМК Перспективная начальная школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ракитное

Copyright MyCorp © 2025