Тема: «Составные
задачи на сложение и вычитание» ( 2 урока)
Задачи уроков:
- формирование понимания
логической структуры составной задачи;
- ознакомление учащихся с
круговыми схемами составных задач;
Повторение: простые задачи
на сложение и вычитание
Пропедевтика: общие умения
решения составных задач
Методы и приемы
организации деятельности учащихся: самостоятельная работа детей по
учебнику и по записям на классной доске, самостоятельная работа
Учебно-методическое
обеспечение:
У-1, Т-1, линейка, простой карандаш.
Вводная часть
урока
Учащиеся открывают в учебнике
«Содержание», находят тему урока и озвучивают её. Просим детей высказать
предположения, о том, что такое «составная задача». Выслушиваем ответы детей,
одобряем их и предлагаем составить такую задачу.
Продолжение
урока
Задание №224(У-1,
с.67)
Дети читают задание и озвучивают
его.Предлагаем учащимся прочитать текст первой задачи и повторить своими словами.
Выясняем, что задача простая и выбираем схему, соответствующую данной задаче
(слева). Задаём вопрос. С помощью какого действия можно
решить задачу? (Действие
сложения) Просим учащихся прочитать текст второй задачи и повторить своими
словами. Выясняем, что задача простая и выбираем схему, соответствующую данной задаче
(справа). Задаём вопрос. С помощью какого действия можно решить задачу?
(Действие вычитания) Предлагаем учащимся в тетрадях самостоятельно оформить
решение каждой задачи. Устно организуем проверку: 30+15 45 –20
Задание №225 (У-1,
с.67)
Дети самостоятельно читают
задание и озвучивают его. Предлагаем учащимся прочитать текст задачи и
повторить своими словами. Далее приступаем к анализу математической сути
задачи. Выясняем, что речь идёт о составной задаче. Просим детей сформулировать
промежуточное требование. (Сколько пассажиров стало в автобусе?) С помощью
какого действия ответим на промежуточное требование? (Действие сложения.) С
помощью какого действия ответим на основное требование задачи? (Действие
вычитания.) Предлагаем детям самостоятельно оформить решение, вычисление и
ответ задачи. Организуем проверку по образцу на доске.
1) 30+15=45(п)
2) 45 – 20=25(п)
Ответ: 25 пассажиров осталось в
автобусе.
Предлагаем детям сравнить решение
этой задачи с решениями двух предыдущих задач. Просим установить связь между
тремя задачами. Ожидаемый ответ: «Решение первой задачи - первое действие для
третьей задачи, а решение второй задачи – второе действие третьей задачи». После
установления связи между предложенными задачами просим объяснить
смысл термина «составная задача».
Выслушиваем ответы детей. Просим прочитать толкование термина «составная
задача» в словаре (с.152) Сначала дети самостоятельно прочитывают словарную
статью. Далее целесообразно проговорить своими словами каждый абзац словарной
статьи. Цель такой работы – добиться полного понимания смысла термина
«составная задача». Далее организуем работу с круговой схемой на с. 68. Просим
детей
рассмотреть схему. Обращаем
внимание на наличие в схеме двух вопросительных знаков, которые имеют различный
смысл. Объясняем, что вопросительный знак, который находится в прямоугольнике,
соединяющем две схемы, обозначает промежуточное неизвестное, а другой –
искомое. Делаем вывод, что в правой части схемы промежуточное неизвестное
выполняет роль искомого, соответствует первому действию решения задачи. В левой
части
схемы промежуточное неизвестное
превращается в данное и соответствует второму действию решения составной
задачи.
Задание №226(У-1,
с.67)
Дети самостоятельно читают
задание и озвучивают его. Предлагаем учащимся прочитать текст задачи и
повторить своими словами. Далее приступаем к анализу математической сути
задачи. Выясняем, что речь идёт о составной задаче. Просим детей с помощью
схемы установить промежуточное неизвестное (Прямоугольник, соединяющий две
схемы.) Далее определяем часть схемы, которая отражает первое действие задачи
(верхняя часть). С помощью какого действия ответим на промежуточное требование?
(Действие вычитания.) Предлагаем записать в тетрадях первое действие и
вычислить результат:
1) 100 – 20=80
Просим мысленно подставить
результат первого действия на место промежуточного неизвестного и просим
установить часть схемы, которая определяет второе действие задачи (нижняя
часть). С помощью какого действия ответим на основное требование задачи?
(Действие сложения.) дописываем в тетрадях второе действие задачи:
2) 80+30=110
Далее просим продумать возможный
сюжет задачи и предлагаем сформулировать составную задачу по данному решению.
Выслушиваем ответы детей. Добиваемся правильного ответа.
Примерный текст задачи: «В
автобусе ехало 100 пассажиров. На первой остановке вышло 20 человек, а зашло 30
человек. Сколько пассажиров стало в автобусе?»
Задание №227(У-1,
с.68)
Дети самостоятельно читают
задание и озвучивают его. Предлагаем учащимся прочитать текст задачи и
повторить своими словами. Просим учащихся рассмотреть предложенные схемы.
Приступаем к анализу первой схемы. Просим детей с помощью схемы установить
промежуточное неизвестное (Прямоугольник, соединяющий две схемы.) Далее
определяем часть схемы, которая отражает первое действие задачи (левая часть).
С помощью какого
действия ответим на промежуточное
требование? (Действие сложения.) Предлагаем устно выполнить первое действие и
вычислить результат. записываем на доске: 250+25=275.
Просим мысленно подставить
результат первого действия на место промежуточного неизвестного и просим
установить часть схемы, которая определяет второе действие задачи (правая
часть). С помощью какого действия ответим на основное требование задачи?
(Действие вычитания.) Предлагаем устно выполнить второе действие и вычислить
результат. Продолжаем запись на доске: 275 – 25=250.
Приступаем к анализу второй
схемы. Просим детей с помощью схемы установить промежуточное неизвестное
(Прямоугольник, соединяющий две схемы.) Далее определяем часть схемы, которая
отражает первое действие задачи (нижняя часть). С помощью какого действия
ответим на промежуточное требование? (Действие сложения.) Предлагаем устно
выполнить первое действие и вычислить результат. Записываем на доске:
250+25=275.
Просим мысленно подставить
результат первого действия на место промежуточного неизвестного и просим
установить часть схемы, которая определяет второе действие задачи (верхняя
часть). С помощью какого действия ответим на основное требование задачи?
(Действие сложения.) Предлагаем устно выполнить второе действие и вычислить
результат. Продолжаем запись на доске: 275 + 25=300.
После анализа двух схем
предлагаем детям выбрать схему, соответствующую задаче. В этом детям помогут
решения по данным схемам, записанные на классной доске. Учащиеся делают вывод,
что данной задаче соответствует вторая схема. Далее предлагаем детям самостоятельно
оформить решение, вычисление и ответ задачи.
Задание №228(У-1,
с.70)
Дети самостоятельно читают
задание и озвучивают его. Приступаем к анализу математической сути задачи. Выясняем,
что речь идёт о составной задаче. Просим детей с помощью схемы установить
промежуточное неизвестное.(Прямоугольник, соединяющий две схемы.) Далее
определяем часть схемы, которая отражает первое действие задачи (левая часть).
С помощью какого действия ответим на промежуточное требование? (Действие
вычитания.) Просим мысленно подставить результат первого действия на место промежуточного
неизвестного и просим установить часть схемы, которая определяет второе
действие задачи (правая часть). С помощью какого действия ответим на основное
требование задачи? (Действие сложения.) Далее просим продумать возможный сюжет
задачи и предлагаем сформулировать составную задачу по данному решению.
Выслушиваем ответы детей. Добиваемся правильного ответа.
Задание №229(У-1,
с.70)
Дети самостоятельно читают
задание и озвучивают его. Предлагаем учащимся выполнить краткую запись
составной задачи в виде таблицы. Просим перечертить таблицу в тетрадь и самостоятельно
заполнить её. Приступаем к анализу
математической сути задачи. Выясняем, что речь идёт о составной задаче. Просим
детей сформулировать промежуточное требование.
(Сколько учебников стало после
того, как 40 учебников передали в соседнюю школу?) С помощью какого действия
ответим на промежуточное требование? (Действие вычитания.) Далее выясняем, с
помощью какого действия ответим на основное требование задачи? (Действие
сложения.) Предлагаем детям самостоятельно оформить решение, вычисление и ответ
задачи. После выполнения организуем проверку:
1) 300 – 40=260(уч.)
2) 260+50=310(уч.)
Ответ: 310 учебников стало в
библиотеке.
Задание на дом: №101(Т-1,с.46)
|