ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Задачи урока:
Формировать умение определять творительный
падеж существительных.
Повторить и систематизировать сведения
об основе предложения.
Закрепить умения:
– выделять словосочетания в предложении;
– ставить вопрос от главного слова
в словосочетании к зависимому слову;
– производить звукобуквенный анализ
слова;
– подбирать родственные слова.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 86–89); Рабочая тетрадь
1.
I. Чтение темы в учебнике. Определение
задач урока.
II. С. 86. Дети читают определение
на плакате Летучей Мыши.
III. Выполнение упражнения 72. Цель
этого упражнения – показать учащимся, что предложение может быть неполным и не содержать
сказуемого, научить вычленять недостающее сказуемое из контекста, определять творительный
падеж существительных.
III.1. Дети читают стихотворение
вслух, затем называют первое предложение и его основу (белка дружит).
III.2. Во втором предложении ученики
легко находят подлежащее (заяц), тогда как нахождение сказуемого вызывает затруднение.
За разъяснениями надо обратиться
к тексту учебника на с. 87. Искомое сказуемое – глагол дружит из первого
предложения. Теперь, зная сказуемое, можно от него задать вопросы к выделенным словам
и определить падеж этих слов.
III.3. Учитель может предложить
детям устно задать вопросы от слова дружит к выделенным словам.
После этого дети записывают три
словосочетания.
Например:
дружит (с кем? с чем?) с травкой (Т.п.);
дружит (с кем? с чем?) с козявкой (Т.п.);
дружит (с кем? с чем?) с пыльцой (Т.п.).
Учащиеся по падежным вопросам определяют
падеж выделенных существительных (Т.п.), отмечают, что слова употреблены в форме
творительного падежа с предлогом с.
Информация для учителя. Предлог над употребляется только с Т.п.
IV.1. С. 88–89. Упражнение 73. Цель
– научиться определять творительный падеж существительных с предлогом и без предлога.
После прочтения стихотворения дети
отвечают, что все подчеркнутые слова стоят в одной форме – форме творительного падежа:
стать (кем? чем?) слоном;
стать (кем? чем?) жаворонком;
стать (кем? чем?) обезьянкой.
IV.2. Слово, выделенное жирным шрифтом,
стоит в том же падеже: летать (над кем? над чем?) над полянкой (Т.п.), но употреблено
с предлогом над.
V. После этого дети могут сделать
обобщение: существительные в творительном падеже отвечают на вопросы (кем?
чем?), могут употребляться с предлогами (например, с предлогами с,над), в
предложении являются второстепенными членами.
VI. Словарное слово ШОФЁР (У. №
8; Т.1)
VII. С. 89. Упражнение 74. Чтобы
правильно и обоснованно ответить на первый вопрос, необходимо задать к выделенным
существительным падежные вопросы:
начинаем (с кем? с чем?) с шумом (Т.п.);
начинаем (с кем? с чем?) с гамом (Т.п.);
начинаем (с кем? с чем?) с писком (Т.п.);
начинаем (с кем? с чем?) с лаем (Т.п.).
Так как падежные вопросы мы задавали
с предлогом с, то понятно, что этот предлог входит в форму каждого
из выделенных слов.
После
записи словосочетаний и определения падежа выделенных слов дети выписывают слово
цирк, объясняют его написание и подбирают родственные слова, например: циркач,
цирковой.
VIII.Домашнее задание: тетрадь для
самостоятельной работы 1, упражнение 58 (с.57).
XI. Итог урока.
|