Тема:
«Умножение и вычитание: порядок выполнения действий» (1 урок)
Задачи урока:
— обоснование порядка
выполнения действий первой и второй ступени на основе сопоставления выражения и
его значения (первоочередность умножения по отношению к сложению и вычитанию);
— составление
выражения, которое является разностью или суммой произведений по рисунку;
— алгоритм вычисления
значений выражений, содержащих действия первой и второй ступени
— формирование УУД:
построение логической цепи рассуждений посредством выделения требований из
задания.
Пропедевтика: вычисление значений
выражений, содержащих все действия первой и второй ступени
Повторение: сложение и вычитание столбиком, умножение и
сложение: порядок выполнения действий.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: организация самостоятельного
изучения нового материала обучающимися по учебнику; организация
самостоятельного выполнения заданий; устный счет.
Учебно-дидактическое обеспечение: У-2, Т-2, З., цветные и простые карандаши, линейка, таблица умножения. (Т-1, с.64),
блокнот-черновик.
Вводная часть
урока
•Проверка домашнего
задания (повторение). Устно зачитываем ответы задания №4 (У-1, с.131): 15,
14, 27, 10, 24, 26.
Просим ответить на
вопрос: Какое действие выполняется первым в выражении без скобок, где есть
действия сложения и умножения?
•Предлагаем учащимся
открыть учебник на с.67 и зачитать тему урока: «Умножение и вычитание: порядок
выполнения действий».
•Задаем вопрос: Какую
закономерность нам предстоит открыть на уроке?
Ожидаемый ответ:
Какое действие следует выполнять первым при вычислении значения выражения,
содержащего действия умножения и вычитания.
• Просим назвать
такие выражения, записываем их на доске и предлагаем свои примеры: 50 -7·5
, 8 ·6 - 4 ·6, 2·5 - 5·0.
Продолжение урока
Задание №1 (У-2,
с.67)
• Просим учащихся
отделить линейкой от остального текста первые пять абзацев задания 1 (До значка «Проверь правильность выполнения
задания»)
• Предлагаем
прочитать выделенный текст, выделить все
требования этого задания и
последовательно зачитать их.
• В результате
коллективного поиска приходим к выводу и устно формулируем, что при выполнении
задания необходимо:
1. Вычислить значение
выражения 27 -15 (столбиком или в
строчку).
2. Представить число 15 в виде
произведения 3·5 (15 =. 3·5)
и заменить вычитаемое
15 этим произведением (27 -. 3·5).
3. Ответить на
вопросы: Почему значение выражения 27 -
7·5 должно быть равно 12? (Потому что, 27 - 15 =27 - 3·5)
Сколько действий в
выражении 27 - 3·5? (Два действия). Какое действие (умножение или вычитание)
нужно выполнить в первую очередь? (Умножение).
• Даем время на
самостоятельную работу и проводим опрос по выше перечисленным требованиям.
Имена (фамилии)
отвечающих детей..........
• Подводим сами
итоги, записывая на доске :
27 - 15 = 12 , так
как 15 = 3·5 , то 27 -
3·5 = 12
• Спрашиваем, так
какое же действие надо выполнить в
первую очередь (умножение или вычитание), вычисляя значение выражения 27 - 3·5, чтобы получить 12?
Ожидаемый ответ:
действие умножение надо выполнить в первую очередь, тогда значения
выражений 27 - 3·5
27 - 15 будут равны.
•Показываем на доске,
что будет, если это правило не будет выполнено:
27 - 3·5 27 - 3 =24 24·5 = 24 + 24 +24 +24 +24 Не подсчитывая можно сказать, что значение
суммы этого выражения больше 12 (стираем ошибочное решение с доски).
• Предлагаем детям прочитать правило, заключенное в
розовой плашке, повторить его про себя.
• Просим двух-трех
учеников воспроизвести это правило вслух
Имена (фамилии)
детей.................
Задание №1 (Т-2,
с.32)
• Дети читают задание
и устно определяют порядок выполнения действий при нахождении значения
выражения 149 - 7·7 - 99 .
Затем выполняют
первое требование этого задания
письменно, указывая порядок выполнения действий.
Имена (фамилии)
отвечающих учеников......
• Иллюстрируем на
доске нахождение значения выражения,
предлагая учащимся
оформлять вычисления по действиям в
блокноте-черновике, а ответы записывать в Т-2.
1) 7·7 = 49 2) 149 - 49 = 100 (вычисляем устно) 3) 100 - 99 =1
•Рассматриваем новое
выражение 589 - (9·9 - 11), которое мы
записываем на доске.
Прежде всего,
определяем порядок выполнения действий.
Ожидаемый ответ:
Сначала выполняем действие в скобках: сначала умножение, затем вычитание.,
Третьим действием
будет нахождение значения разности числа 589 и значения выражения в скобках.
• Затем учащиеся самостоятельно
выполняют вычисления (настаиваем на устном вычислении, разрешая письменно
проверять результаты на черновике).
• Ответы по действиям
записываем на доске под диктовку детей:
1) 81 2) 70
3) 519
• Рассматриваем
выражение (7· 8 + 6 · 6) - 4·,
записанное на доске, и определяем
порядок выполнения действий.
•Вызываем
последовательно двух учеников к доске и
оформляем нахождение значения выражения
(7· 8 + 6 · 6) - 4·7 по действиям.
Первый ученик: 1) 7· 8 = 56 2) 6 · 6 =
36 3) 56 + 36 = 92 (вычисляется
столбиком)
Второй ученик; 4)
4·7 = 28 5) 92 - 28 = 64
(вычисляется столбиком).
Задание №3 (У-2,
с.68)
•Предлагаем всем
прочитать первое требование этого задания самостоятельно.
•Даем время на устное
составление задачи, решением которой является выражение 100 - 10·3, и
выслушиваем ответы.
Имена (фамилии)
отвечающих детей ...
Устно находим
значение выражения 100 - 10·3
Задание №4 (У-2,
с.68)
Предлагаем учащимся в
условиях парной работы составить по рисунку выражение (6·4 - 5·3 или
6·4 - 3·5, или 4·6 - 5·3)
Даем время на работу
и выслушиваем устные ответы
Домашнее задание: № 2 (У-2, с.67),, №1 (Т-2, с.32)-вычисления
выполнить на черновике.
Задания, которые не
были выполнены на уроке:
|