Ц е л и: познакомить родителей с особенностями
развития шестилеток, убедить в необходимости взаимодействия родителей, ученика
и учителя.
Материалы к собранию
Шестилетки идут в школу. Да, у детей есть желание
учиться, они уже занимались либо в садике на подготовительных занятиях, либо
мама с папой выбрали им школу, гимназию или лицей и онипрошли подготовку к школе. И когда беседуешь
с родителями, то всегда слышишь, что их дети хотят в школу и, следовательно,
мотивация у них есть. Однако это не совсем так. Понятия ПОЙТИ в школу и УЧИТЬСЯ
в школе очень отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому,
что все из его группы в детском саду идут в школу. А еще… потому, что к школе
он получит новый красивый ранец, пенал и другие для него столь заманчивые вещи.
Да ведь в школе все для них практически новое: и новая учительница, и класс,
новые друзья и систематические занятия – все для них новое, все в первый раз.
Исследователи, наблюдавшие
6-леток и сравнивающие их с 7-летками, отмечают, что это очень эмоциональный
возраст. Восприятие и усвоение нового для них необходимо проводить через игру.
Ведь и учебу они воспринимают как игру. Такая предрасположенность «играть»
диктует новые методы обучения, требует как от учителя, так и от родителей
своеобразной перестройки.
Шестилетние дети отличаются
неустойчивостью внимания и памяти, быстрой утомляемостью, связанной с
истощением нервных клеток, поэтому им необходимы меньшая умственная нагрузка и
дневной сон, восстанавливающий силы.
Ведь уже в первый год обучения дети должны научиться
читать (хотя некоторые приходят уже умеющими читать), считать и знать основные
арифметические действия, научиться писать. О письме стоит сказать особо. С
письмом у шестилеток возникают большие трудности, и выработка навыка письма для
этих ребят – процесс достаточно сложный.
Дело в том, что мелкие мышцы руки, участвующие в акте
письма, у детей 6 лет еще недостаточно развиты. Поэтому овладение письмом у
нихпротекает труднее и дольше, чем у
семилетних школьников. Уроки рисования, труда развивают руку детей, карандаш,
иголка, ножницы тренируют гибкость, подвижность кисти, облегчают овладение
письмом. Поэтому очень хорошо, если дома вы организуете для ребенка в игровой
форме что-то вроде «фабрики» по изготовлению игрушек или домашнего конкурса
детского рисунка, т. е. пробудите в нем желание каждый день потрудиться,
поразвивать кисть руки, но ненавязчиво, а именно в форме игры или соревнования.
В эти годы дети особенно любят проявить себя: «кто больше», «кто лучше», «кто
быстрее».
Изучение любого предмета
научит детей собранности, сосредоточенности, волевым качествам. В процессе
познания развивается мышление, умение сопоставлять, обобщать, делать вывод.
Шесть лет – это граница с
периодом «почемучек», когда все окружающее интересно ребенку. Познание детей в
этом возрасте становится глубже и сложнее. Наряду с вопросами «Почему трава
растет?», «Почему идет дождь?», «Зачем у птицы хвост?» ребят интересуют более
сложные вопросы – о жизни, смерти, человеческих отношениях: «Почему люди
умирают?», «Живет ли кто на Луне?»,«Можно ли улететь на другую планету?». В
этом возрасте накапливается информация о людях, природе, об окружающем мире.
Такой необыкновенный
интерес ко всему, желание все узнать, все запомнить говорит о готовности
шестилеток познавать, обучаться. И если задерживать возникшую у них
познавательную активность, не давать ей реализоваться, то темп развития будет
гораздо медленнее, чем он мог бы быть. Поэтому становится ясно, почему так
рано, с точки зрения некоторых родителей, начинается обучение в школах Японии и
Англии.
Готовность к учению у
6-летних детей проявляется в возросшем уровне умений рассуждать, обобщать,
проводить сравнения. Однако все это требует развития. Кто может помочь?
Несомненно, родители и учитель во взаимодействии. Недостаточное развитие
логики, анализа и обобщения мышления у шестилетних детей позволяет им, с одной
стороны, быстро все схватывать, «брать все на веру» ( вспомните Деда Мороза с
подарками!), запоминать. Но так же быстро забывать, освобождаться от этой
информации, которая не подкреплена, не вызвала у них особой заинтересованности.
Мир шестилетнего ребенка
необычайно интересен, он смотрит на все широко открытыми глазами, сам он еще не
умеет выбирать, что ему нужно. Задача родителей и учителя – выбрать и дать ему
то, что доступно возрасту, дать такие знания, которые, развивая, не превышали
бы его возможностей.
Существует особое понятие
«школьная зрелость». Детям «школьно незрелым» труднее дается учебная программа,
они, как правило, составляют группу слабых учеников. Однако если «незрелые»
дети стремятся выполнять все школьные требования, то при этом может страдать
здоровье.
Чем вызвана «школьная
незрелость» детей? Причин может быть много. Здесь и трудные роды, и родовая
травма, и развитие в первые годы жизни, и наследственность родителей, и условия
в семье (бытовые; моральный климат и т. д.) и, конечно, здоровье ребенка.
Иногда отставание биологическое влечет за собой различные психические задержки.
В то же время при благополучном физическом развитии возможен низкий уровень
интеллекта ребенка, если его психическая жизнь не интересовала родителей
раньше.
Не стоит забывать, что у
каждого дошкольника свой темп развития, и не всегда равномерный. Возможны свои
«скачки», благодаря которым он догоняет сверстников. И сроки эти в детский
период бывают поразительно коротки.
На первом же родительском
собрании следует дать памятку для родителей (и не только дать, но и поработать
с ней, может, у родителей возникнут вопросы, какие-то пожелания).
Памятка для родителей первоклассников
1. Только
вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении
детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним,
поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе;
на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
2. Обязательно посещайте
все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом
учителюлично или запиской через
ребенка.
3. Ежедневно интересуйтесь
учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», «Как прошел
урок, участвовал ли ты в уроке, отвечал ли?»). Радуйтесь успехам, не
раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей вашего ребенка, вникните в его
неудачу, посочувствуйте ему.
4. Регулярно контролируйте
выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их
выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым
морализированием, изматывающим ребенка. Главное – возбуждать интерес к учению.
5. Проверяя домашнее
задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность
выполненного задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?»,
«Докажи», «А можно ли по-другому?».
6. Содействуйте тому,
чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в
классе, в школе.
7. Старайтесь выслушивать
рассказы ребенка (о себе, товарищах, школе) до конца. Поделиться своими
переживаниями – естественная потребность детей.
8. Старайтесь
заинтересовать ребенка художественной литературой, внушая истину «много будешь
читать – много будешь знать».
9. Обязательно оказывайте
посильную помощь школе.
Подведение итогов.
В конце родительского собрания всегда следует задать
вопрос родителям:
-Какие у вас возникли вопросы?
-Есть ли претензии к учителю?
-Что бы вы хотели услышать, о чем поговорить на
следующем родительском собрании?
Очень хорошо, если учитель
назовет дату следующего родительского собрания, чтобы родители в этот день
смогли освободиться, заранее планируя свои дела.
Анкетный
опрос родителей
на первом родительском собрании
Отвечая на вопросы анкеты, родители имеют право
выбрать одно приоритетное качество.
1. Как вы думаете, чего ждет
ваш ребенок от семьи, в которой живет?
а) хорошей организации быта;
б) радости общения;
в) покоя и защищенности.
2. Что более всего заботит вас
в семье?
а) здоровье детей;
б) хорошая учеба;
в) трудовое участие детей в жизни семьи;
г) настроение детей и причины его изменений.
3. Одинок ваш ребенок в семье?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его
будущая семья была похожа на родительскую?
5. Какая из приведенных ниже
жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
а) быть материально обеспеченным человеком;
б) иметь много друзей.
6. Знаком ли ваш ребенок с теми
моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?