Успешность обучения младшего школьника. Помоги ему учиться
успешность обучения младшего
школьника. Помоги ему учиться (практикум)
Ц е л и:
– обсудить трудности, возникающие в процессе обучения,
их причины;
– показать важность развития познавательной сферы у
младших школьников;
– познакомить родителей с результатами диагностики
познавательных процессов;
– дать рекомендации в форме практикума по развитию
познавательных процессов.
Участники: классный руководитель, родители учащихся вторых
классов, школьный психолог.
Подготовительная
работа:
1. Диагностика уровня
сформированности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания,
воображения).
2. Подбор игр к
практикуму, подготовка листов с их описанием.
3. Приглашение
школьного психолога для участия в родительском собрании.
4. Разработка
рекомендаций для родителей совместно со школьным психологом.
О
ф о р м л е н и е,о б о р у д о в а н
и еии н в е н т а р ь:
1) игровые места для
трех групп родителей – участников практикума (столы с прикрепленными к ним
альбомными листами синего, красного и зеленого цвета, бумага, ручки,
карандаши);
2) таблицы для игр,
мяч;
3) запись на доске
темы собрания, эпиграфа:
Если ребенку удается добиться
успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
У. Глассер
4) Листы с описанием
игр.
Х о дс о б р
а н и я
I. Организационная часть.
Звучит музыка.
Родители по желанию занимают места в аудитории за «синим», «красным» и
«зеленым» столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников
собрания.
Классный руководитель
приветствует родителей, открывает собрание, сообщает его тему, подчеркивает ее
актуальность, приводя примеры из прессы и педагогической практики о проблеме
педагогической поддержки и помощи детям в учебе, в приобретении ими жизненного
опыта.
Классныйруководитель. Всловарерусскогоязыка С. И. Ожегова слово «успех»
рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как
общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах
общественно-полезной деятельности.
Успех осознается человеком в процессе приобретения
социального опыта и достигается им благодаря приложенным усилиям и старанию.
Применительно к младшему школьному возрасту об
успешности воспитания и обучения можно говорить как о неких достижениях ребенка
в социально значимой деятельности (учебе) и их признании со стороны других
участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной
группы).
Переступая порог школы, ребенок из дошкольника
превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальныйстатус, впервые в жизни он становится членом
общества, наделенным конкретными обязанностями. Учитель выступает представителем
общества: он ориентирует ребенка в том, как вести себя, что и как делать.
Каждый ученик хочет быть успешным: получать хорошие отметки, найти в классе
новых друзей и т. п. Наличие у него такого осознанного стремления в школьной
жизни является предпосылкой достижения желанного успеха, получения одобрения и
поддержки со стороны значимых лиц. В этом случае продуктивность помощи ребенку
со стороны учителя и семьи ощутимо возрастает.
Учение становится ведущим видом
деятельности младших школьников, имеющим важное общественное значение, и связанные
с ним успехи и неудачи влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка. Неудачи
в учебной деятельности приводят к напряженному состоянию нервной системы.
Вследствие длительности такого состояния могут развиваться дидактогении –
детские неврозы на почве учебных неуспехов.
С началом обучения в школе у
неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы,
истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети испытывают
страх перед выходом к доске для ответа, боятся оказаться несостоятельными,
неуспешными, в то время как один из основных законов начального обучения
гласит, что «младший школьник должен учиться на успехе».
Педагоги, психологи и родители
стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным,
чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно более
высоких результатов.
Как
определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия,
при которых обучение становилось бы все более успешным?
Очень часто решение
подобной проблемы видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, что
на самом деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако
недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или другого
материала часто являются лишь следствием негативного отношения ребенка к
учению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных
личностных свойств. Поэтому подчас дополнительные занятия малоэффективны,
поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин.
Причины недостаточной
успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребенка свои.
Выявление этих причин – дело трудоемкое и кропотливое, но если
действительно есть желание помочь ребенку лучше учиться, преодолеть низкую
успеваемость, сделать его учение не «мучением», а радостью, подготовить ребенка
к успешной деятельности на следующей ступени образования, –следует
установить реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения,
мешающие ребенку хорошо учиться.
Вот сегодня мы и
попробуем определить эти причины.
II. Обсуждение проблемы. Работа родителей в группах.
Классный руководитель предлагает родителям обсудить и
назвать основные трудности в учебе своих детей. После обсуждения школьный
психолог объясняет причины различных проблем, возникающих при обучении младших
школьников.
Родители. Дети не могут подобрать проверочные слова в
упражнении на правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Психолог. На психологическом языке эта проблема может звучать так: у
ребенка низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов
учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу),
недостаточный словарный запас.
Родители. Ребенок пропускает буквы в письменных работах.
Психолог. Возможные психологические причины: низкий уровень развития
фонематического слуха, слабая концентрация внимания; несформированность приемов
самоконтроля.
Родители. Дети испытывают трудности в решении задачи разными
способами.
Психолог. Каковы же здесь возможные психологические причины трудностей?
Низкий уровень
развития общего интеллекта; несформированность умения ориентироваться на
систему признаков; низкий уровень развития образного мышления.
Родители. Ребенок почти всегда или часто не понимает задания.
Психолог. Возможно, у вашего ребенка слабая концентрация
внимания или низкий уровень развития восприятия, произвольности; недостаточный
уровень развития умения устанавливать логические связи и отношения между
понятиями.
Родители Дети
испытывают затруднения при пересказывании текстов.
Психолог. Причинами этого можно назвать несформированность
умения планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания;
низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения,
систематизации); низкий уровень речевого развития.
Родители. Дети допускают ошибки при сложении, умножении…
Психолог. Такая проблема может возникнуть, если у школьника
низкий уровень развития механической памяти, а также низкий уровень развития
долговременной памяти; развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая
концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности;
несформированность приемов учебной деятельности.
III. Ознакомление с результатами диагностики
познавательных процессов.
Классный
руководитель. Мы изучали общий
уровень умственного развития учащихся, в частности: общий запас знаний
школьников, умение выделять существенные признаки предметов и явлений,
вычленять их из несущественных; умение устанавливать логические связи и
отношения между понятиями; умение обобщать; сформированность приемов
логического мышления (сравнение, анализ, классификация), а также особенности
произвольного внимания; ведущий тип памяти.
Результаты диагностики
выдаются каждому родителю индивидуально на отдельных листах, где указаны
конкретные рекомендации по развитию познавательных процессов их ребенка.
IV. Практикум для родителей.
Каждая микрогруппа
родителей получает лист с описанием различных игровых упражнений для развития
мышления, памяти, внимания, наблюдательности и т. д. В течение 15 минут члены
каждой микрогруппы знакомятся с содержанием и готовят выступление, в котором
необходимо кратко рассказать о том, как проводятся описанные игры с детьми, что
они развивают, показать сам ход игрового упражнения, то есть демонстрируют
другим родителям, как провести игру со своими детьми. В игре могут принять
участие все участники родительского собрания.
Игра 1.
«Занимательные таблицы».
Ц е л ь:развивать абстрактное мышление, способность
анализировать материал, умение концентрировать внимание.
О п и с а н и е.В таблицах нижний правый угол оставлен белым,
незаполненным. Ребенку нужно нарисовать в нем фигуру, не нарушая данную во всех
остальных квадратах закономерность.
Игра 2. «Что
лишнее?».
Ц е л ь:развивать внимание, способности
анализировать, сравнивать и обобщать материал.
О п и с а н и е.Детям предлагается ряд из трех-четырех слов,
объединенных общим понятием. Необходимо найти «лишнее» слово в этом ряду и
объяснить свой выбор.
Стрекоза, петух,
оса, муха.
Снегирь, ласточка, утка,
воробей.
Сосна, ель, береза,
пихта.
Кедр, осина, тюльпан,
тополь.
Кит, щука, судак, окунь.
Стрекоза, щука, божья
коровка, гусеница.
Вариант усложнения
задания – нахождение двух лишних слов по разным признакам. Например: тля,
волк, заяц, белка. Лишние слова: тля (не относится к млекопитающим)
и волк (хищное животное).
Игра
3. «Что пропало?».
Ц е л ь:развивать и тренировать память.
О п и с а н и е.Ведущий читает ряд из пяти-шести слов, не
связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово
пропускается.
Дети должны восстановить
пропущенное слово. Усложнение задания – восстановить весь ряд.
Игра
4. «Дорисуй».
Ц е л ь:развивать воображение.
О п и с а н и е.Детям предлагаются контуры элементов
предметных изображений, простые геометрические фигуры,которые нужно так дорисовать, чтобы
получились узнаваемые картинки.
Игра
5. «Обобщай».
Ц
е л ь:развивать способность
анализировать значение слов, умение обобщать.
О б о р у д о в а н и
е:мяч.
З а д а н и е.Назовите одним словом или словосочетанием
перечисленные картинки как можно точнее (мяч бросается взрослым то в одну,
то в другую команду):
гитара,скрипка …(музыкальные инструменты);
метла, лопата
…(орудия труда);
сковорода,кастрюля …(посуда);
телевизор,магнитофон …(бытовая техника);
школа, университет
…(учебные заведения);
математика,история …(учебные предметы);
Азия, Африка
…(части света) и т. д.
Игра
7. «Анаграммы».
Ц е л ь:тренировать логическое мышление, особенно
умение анализировать и синтезировать; обогащать словарный запас; расширять
кругозор.
О п и с а н и е.Из приведенных
слов путем перестановки букв нужно составить название животного, птицы или
растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.
1) араб + ум
6) перо + лад
11) так + сук
2) лира + гол
7) ель + газ
12) урок + тапка
3) фа + жир
8) сорт + Альба
13) фа + гном + ил
4) липа + нота
5) бак + бум
9) лик + пена
10) до + кролик
14) кожа + ворон
15) ум + па
О
т в е т ы:марабу, горилла, жираф,
антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус,
куропатка, фламинго, жаворонок, пума.
Классный руководитель
подводит итоги практикума. Победившей команде и наиболее активным родителям
вручаются небольшие призы.
V. Заключительный этап. Обсуждение и принятие решения
родительского собрания в форме рекомендаций родителям.
1.
О з н а к о м л е н и еродителей с
рекомендациями.
РЕКОМЕНДАЦИИ
РОДИТЕЛЯМ
1) Необходимо обратить
внимание на развитие у детей следующих мыслительных операций: обобщение,
выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических
отношений между понятиями.
2) Использовать
специальные развивающие упражнения для коррекции произвольного внимания.
3) Для обогащения
словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать
в речи современные термины и понятия научно-культурного и
общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно
повторять; при необходимости совместно с ребенком обратиться за помощью к
семейной библиотеке.
4) Использовать
различную популярную развивающую литературу для организации занятий с детьми
(устраивать детские утренники, семейные традиционные праздники, совместные
занятия по выходным и т. п., различные игры и упражнения).
2. М и н у т аб л
а г о д а р н о с т и.
Классный
руководитель. Сегодня важно научить
детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С
ранних лет в них надо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать
способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и
взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях
реформиру-ющегося общества, оставаясь при этом гуманным.
Начальная школа – это
целый мир! Годы, проведенные в первых 4 классах, должны остаться в памяти
человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и
победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли
бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический
кругозор человека – гражданина новой России.
Благодарим вас за
активное участие в собрании и желаем успехов в обучении и воспитании детей.
Л и т е р а т у р а
1. Люблинская, А. А. Учителю о психологии
младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.
2. Настольная книга учителя начальных классов /
авт.-сост.
Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. – Ростов: Феникс, 2004.
Спасибо, очень познавательный материал. Смогла определить причины затруднения дочери в восприятии школьного материала. Теперь буду знать в каком направлении нужно работать с ребенком. Еще раз, спасибо!