Цель:показать
необходимость воды для всего живого на Земле
Задачи:
·закреплениесистемы представлений учащихся о разнообразии
состоянийи свойствах воды, ее значении
в природе и жизни человека
·развитие наблюдательности, творческих
способностей детей
·воспитание любви
к природе, привитие навыков экономного
расходования воды в домашних условиях
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Отгадайте загадки»,
минусовая фонограмма песенки «Синяя вода» В. Шаинского, листы бумаги (А 3) по количеству команд 2-4 классов,
фломастеры, карандаши; 2 листа бумаги (А2) для команд первоклассников, модели
рыбок, водорослей,обрезки бумаги,
салфетки, клей.
Ход праздника:
1ведущий:
Угадайте, о
каком веществе идёт речь. Это вещество очень распространено в природе, но в
чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У
древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это –
самая необыкновенная жидкость на свете.
Если
руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)
2 ведущий.
22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день
отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще
требует защиты.
1 чтец:
Полезная, нежная, просто
безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая.
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса.
Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота –
Незаменимая наша вода.
2 чтец:
В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода. И ,кажется сказкою это, А, в сущности ,только вода
Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги
фонтана, А всё это - только вода.
Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода И топит, как - будто
играя, Большие морские суда.
Как пухом зимой одевает Снег белый родные поля. Но время придёт всё
растает, И будет простая вода.(А.А.Фет)
3 чтец:
Какой только воды не бывает
на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.
1 ведущий:
Интересные факты о воде:
1.Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в
трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
2.В природе существует около 1330 видов воды.
3.Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на
корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290
миллиардов человек.
4.Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы
тела взрослого человека.
5.За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50%
кислорода и 82% влаги.
6.В озерах сосредоточено более 26 тысяч км3 пресных
вод.
7.Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается
10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
Вода – это удивительное
вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Итак, первые вопросы о воде. Будьте
внимательны!
1.Может ли вода двигаться вверх?
2.Почему вода в море солёная?
3.Какая вода на вкус?
4.Какой у воды
запах?
5.Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде?
6.Что произойдёт, если воду вскипятить?
7.Что произойдёт если воду вынести на мороз?
2 ведущий проводитвикторину «Реки, озёра, моря и океаны»
1.Сколько на нашей
планете океанов?(4)
2.Какой океан
является самым большим, а какой самым маленьким ? (Тихий океан, Северный
Ледовитый океан)
3.Почему все океаны
объединяют в Мировой океан? ( нет четких границ)
4.Как называются
части океана, которые вдаются в сушу?(моря)
5.Из чего
образуются ледники ? (Из снега)
6.Как называются
плавающие глыбы льда ? (Айсберги)
7.Подземные воды
выходящие на поверхность образуют…( источник, родник).
8.Как называется
множество живых, блуждающих существ в толще воды? (планктон)
9.Как называются
постройки, созданные маленькими морскимиживотными, коралловыми полипами?(коралловые рифы)
10.Какие приспособления имеют животные для плавания?
(ласты, плавники, перепонки)
11.Чем питаются гиганты моря - киты? (планктоном)
12.Какое животное способно выпить 250 литров воды
сразу?(Верблюд).
13.Почему большинство озер не высыхает?(В них впадают реки).
14.Чем знаменито озеро Байкал?
15.Чем различаются горные и равнинные реки?(Скоростью течения).
16.и ледников).
17.Какие водоемы называются естественными? Приведите
примеры.(Реки, озера, моря – возникают
в природе без участия человека).
18.Какие водоемы называют искусственными?(Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
19.Какая рыба крякает? (Морской карась)..
20.Какой злак растет под слоем воды?(Рис).
21.Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
22.У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом
отпадает? (У лягушки).
23.Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках,
исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
24.Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую
рыбку? (Тридцать лет и тир года).
25.Кто без глаз, а слезами плачет?(Туча, облако, сосулька, свеча).
26.Как ласточки предсказывают погоду?(Перед дождем летают низко над землей, так
как насекомые тоже опускаются вниз).
27.Как кувшинка предсказывает дождь и показывает
время?(Закрывает цветки перед дождем и
к вечеру).
28.Какое морское животное предсказывает о приближении
шторма за 10-15 часов?(Медуза).
29.Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед
дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
Ведущие:
Ребята,
а вы умеете отгадывать загадки? Попробуйте отгадать наши загадки ( презентация ) http://ifolder.ru/17448627
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
Не снег и не лёд, а серебром деревья
уберёт.(Иней)
Ног нет, а идёт? По кустам
развешан …(Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …(Лёд)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (Сосульки)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт? (Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
Дождь прошёл, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Лужа)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (Болото)
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …(тучи)
Что в руках не удержать?(воду)
3
ведущий:
Люди давно заметили, что воды
на планете Земля намного больше , чем суши. Было бы справедливым называть нашу
планету – планета Вода!А всякая ли
вода годится для наших нужд ? Ведь большую её часть составляют моря и океаны –
это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается втрёхлитровой банке, то пресная
вода занимает всего лишь полстакана.
4 ведущий:
Мы выяснили, что пресной воды
очень мало, а живым существам её нужно много. Организм человека в основном
состоит из воды: она содержится в крови; вода , входящая в состав слюны и
желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма
удаляются вредные вещества и т.д. Человек может несколько дней прожить без еды,
но без воды он не обойдется. Для чего ещё кроме питья нужна вода человеку ? Где
человек использует воду ? (ответы детей)
1 ведущий:
«Вода! Вода, у тебя нет ни
вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не
ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама
жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты
самое большое богатство на свете», - писал о воде Антуан де Сент Экзюпери.
Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не
сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство
и разбазаривают её по пустякам.
- А как можно экономить воду?
( вызываются две команды по 5 человек из параллельных классов, и они вносят
свои предложения по экономии воды дома и в школе)
3 чтец:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить
2
ведущий:
- Я приглашаю на сцену самых маленьких
участников нашего праздника – первоклассников. Они выполнят очень важное
задание.(На листе ватмана два водоема: один из бумаги голубого цвета, другой –
из бумаги серого или коричневого цветов.
Заранее вырезанныхпростейших рыбок,
водоросли надоприклеить на голубой фон ,
а все обрезки бумаги, кусочки смятых салфеток – на «грязный» фон)
-Посмотрите все сюда:
Это чистая вода.
Так прозрачна – все видать!
Разных рыб - не сосчитать!
Ну а это что такое?
Грязно-серое, рябое…
Пятна масла, всякий хлам…
Вот, что скажем, братцы, вам …
3 ведущий:Воду
нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к
отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам. (На сцену приглашаются команды
2-4 классов по 4-5 человек. Они оформляют свои обращения в виде листовок).5 чтец:Давайте
мы будем природу беречь
Для очень приятных у озера встреч,
Для встреч на поляне, купаний в реке,
Для отдыха дома, а не вдалеке.
Чтоб было природу кому охранять,
Нам нужно все четко и верно понять-
Природы король человек и венец,
Но все ж без нее человеку - конец!
1 чтец
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
1 ведущий:-А сейчас хор второклассников исполнит песню«Синяя вода» из мультфильма
«Катерок» Слова Ю. Энтина. Музыка В. Шаинского Синяя вода — Поле без следа, Без конца и края. Синяя вода, Ты спешишь куда? Ты спешишь куда?
К морю синему, Там, где волны сильные, Там, где волны сильные Плещутся всегда. К морю синему Поскорей неси меня, Поскорей неси меня, Синяя вода!
Синяя вода — Облаков стада Проплывают мимо. Синяя вода, Ты спешишь куда? Ты спешишь куда?
Ивы клонятся, Клонятся до пояса, И звучит вполголоса Пе